Про подготовку тренеров и желающих тренерами стать.

Этот пост – ретроспектива моего опыта общения с желающими научиться быть тренером, за пятнадцать моих лет в теме. Основано на реальных событиях.

Практически каждый раз, когда я веду тренинг (или вел), ко мне подходили нормальные, адекватные и толковые люди и задавали один вопрос – «а как у тебя в команде стать тренером»?  И, по факту, этот разговор,  так или иначе, велся к трем вариантам развития событий.  Давайте я расскажу про эти события с точки зрения архитренера, если вам это интересно.

Вариант первый: ну очень тупой.

Название варианта состоит в принятии решения – нужно быть очень тупым, чтобы на это согласиться. В чем подвох? В принципе, все просто, за десять минут разговора выясняется, что парню надо, чтобы его научили вести тренинги, желательно еще их писать, вообще в идеале моделировать стратегии, чтобы по ним писать тренинги, чтобы потом их вести. И его хитрый план – это пару лет поучиться, скажем, у меня, потом уйти на вольные хлеба и открыть что-то свое.

Причем, я понимаю, что с точки зрения потенциального кандидата схема – если не огненный огонь, то точно весьма неплохо звучит. В этом плане есть только один изъян, который я сразу озвучиваю простыми словами: «А мне это зачем надо?».

То есть судите сами: пару лет надо человека учить, постоянно за ним следить, тратить реально кучу сил и времени, постоянно что-то исправлять в его ведении с группой (что-то там ляпнули, ты разрулил – так и натаскивают стажеров, на опыте) — а что вот лично я получаю в итоге?  Признание? Добрые слова? По личному опыту, двадцать тысяч, отданные на благотворительность тем, кто нуждается, тоже дают хорошие слова, и тебя реально долго помнят. А выматывает это сильно меньше.

Самое-самое смешное, что на такую работу я не согласен, в том числе и за деньги. Почему? Давайте будем реалистами – подготовка тренера в формате «их всегда двое – учитель и ученик» — это сотни часов работы, ценник на которую по рыночным стандартам будет слегка запредельным.

Так что человека с такой идеей я заворачиваю сразу, и прямо. Обижаются, конечно – но что делать?

Вариант второй – тарифный план «стандарт».

Смотрите, в первом варианте у нас попадаются прямые люди (которые, в принципе, нормальные люди, хоть без понимания формата наставничества с двух сторон), к которым претензий не было и нет. Он озвучил идею, ты объяснил, что она тебе не интересна, все пошли дальше по своим делам.  Таких, кстати, сильное меньшинство – процентов десять от желающих. А вот вторая группа – это верные процентов восемьдесят от желающих, если не больше.

Как их вычислить? Очень просто. Они подходят к тебе вдохновленными, с горящими… нет, пылающими огнем страсти глазами, и говорят, что только что поняли – их призвание – учить людей! Вот стоять перед людьми в белом пальто, все такие красивые, и учить жизни!

Смотришь на них, и хочешь выдать наболевшее – что ведение тренинга, это видимая часть работы, что на два дня тренинга уходит две недели подготовки а на две недели подготовки – два месяца исследований, а на исследования ложится еще пара лет образования, и все вместе повторять раз пять, чтобы точно знать как нельзя… А потом еще парочку, когда забыл в порыве всемогущества про прошлый пункт.

И вспоминается мой тренерский интенсив в 2003 году, где мы всей толпой учились три недели с десяти  утра до «как закончим», а потом годиков несколько было на отработку и интеграцию, а потом сотни часов супервизии, чтобы отточить навыки, а потом другие тренерские курсы – их реально было очень-очень много,  и так далее и туда подобное.

И ведь хочется сказать, что работа тренера – это убийство своего тела и нервной системы, и год тут не за три, как у учителей в школе, а за все семь при полной нагрузке.  И денег в принципе не дохуя, а просто как везде – ну на сотку в месяц ты выйдешь быстро, а потом ты должен реально чудеса делать, чтобы больше получать. Да и то, лет через пять будет реально получаться.

Смотришь на них, проносится всё это в голове, но ты молча улыбаешься, хвалишь человека за энтузиазм, и говоришь – прямо сейчас у тебя максимум учеников. И напишите мне на почту, могу поставить в очередь, через полгодика могу закончить с ними, и начать с вами. И визиточку так – вперед в руки.

Причем я реально говорю правду – у меня всегда есть падаван на обучении. И реально надо подождать.

Я просто знаю, что за эти полгода человечек загорится еще раз сто другими важными делами, и про меня спокойно забудет. Даже письмо мне пишет один из двадцати, чтобы контакты оставить – а это можно сделать сегодня вечером, это ведь не запуск шаттла.

С тренерской точки зрения таких человек перед группой ставить опасно – там выползают идеи всемогущества, самых сильных техник, чтобы точнаисразу! А я, дурак, по групповой динамике и ППР иду обычно, ну да ладно. В общем, мягкий слив – и проблема решена.

Третий вариант – самая мякотка.

Тут уже есть люди, которые реально тренерами могут стать, и обычно становятся. Ибо в работе наставника есть важное правило, которое многие игнорируют – я смотрю не на человека, который ко мне пришел, я смотрю на того человека, который будет учить людей – и если вопрос только тренерских навыков, это обучение будет простым и хорошим.

А если человек реально не с тем набором болячек и травм – то ему лучше диплом психфака получать, прямо за своего сойдет полностью. А дальше у меня – работа. Причем, простая и последовательная.

Сначала я выдаю бойцу наставничество над несколькими студентами, чтобы понятно было – и что такое реакция избегания проблем, и какая реальная обязательность у людей, и краткосрочной психотерапии учим, и самому руки не опускать. На этом этапе отсеивается большинство. Разочек тренинг прошли наставником, и хватит. Те, кто отработал группы три-четыре, уже идут дальше.

Дальше у нас  тренер – стажер, младший тренер, опытный боец, адский мегамозг, старший тренер, ну и прочая по всей цепочке профессионального совершенствования. Чтобы было проще, тренера учить – занимает года три-четыре. Причем, мы еще бойцов в дружественные школы посылаем за наш счет, то есть  туда, где ему картину мира и навыков дополнят – просто чтобы ассортимент инструментов в работе был.

Резюме чутка.

Всегда, когда обещают сделать тренером за два-четыре дня, вам пиздят. Жестко, яростно пиздят, глядя в глаза и наебывая в лицо. Нельзя. Тренера тренером делает только опыт. И опыт распределяется по часам налета. Смотрите сами – тренерский день – это часов шесть работы, а нужно нам – сотни. То есть несколько десяткой тренерских дней, а их в год ну от силы сто, иначе можно квакнуть в последний раз в жизни.

За два дня человека не научат даже не очковать перед группой. за пять дней не научат работать с групповой динамикой. За десять дней не научат работать с кризисами. За пару месяцев не научат тренинги писать (именно писать, а не комбинировать чужие методичики и пиздить куски программ).

В общем увидите тренера, у которого из образования только курс длиной в три дня – дайте ему по пятачку, глядишь, полезным чем займется, а не людей калечить будет.

p.s. я не рекламирую свои тренерские курсы. Мало того, публичные курсы подготовки тренеров я никогда не вел.

 

13 thoughts on “Про подготовку тренеров и желающих тренерами стать.

  1. Denis

    Фил, а можешь на примерах описать в чём сложность вести тренинги? Мне как человеку абсолютно не в теме, со стороны кажется, что там вообще ничего сложного. Чем например ведение тренингов сложнее работы обычного лектора в институте?

    Reply
  2. Сергей

    Филипп, а как пойти по третьему варианту? Интересно поработать в таком формате, как можно записаться?

    Reply
      1. Сергей

        В общество защитников Луны:) Хотелось бы поработать в роли наставника, готов работать за идею, так как оцениваю себя трезво. Дальше — посмотрим. Или это мягкий слив?)

        Reply
        1. Филипп Богачев Post author

          работать где? С кем? Почему на тебя надо тратить время? — просты очень вопросы. Понятно, что ТЕБЕ хочется. ну так в процессе более одной стороны.

          Reply
  3. Сергей Мошков

    Фил а почему ты перестал вести тренинги РМЭС и начал вести коммуникативные тренинги, и тренинги по бизнесу? Я думаю что преподавание соблазнения начинает слегка подзаебывать с увеличением возраста тренера, я прав или нет?

    Reply
  4. Роман

    Филипп, благодарю за стратью?
    Что такое ППР? Это в предложении с групповой динамикой

    Reply
  5. Ваня

    кАК записаться в тренеры РМЭС?

    Reply
  6. Султан

    Фил, у кого из российских тренеров посоветуешь учиться на тренера? Ну, кроме тебя конечно )

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *