Откуда у бизнесмена паранойя и почему с ней не надо бороться

Доводилось ли вам когда-нибудь замечать, что представители некоторых профессий очень похожи на яркие образцы эталонных сумасшедших? Топ-менеджеры смахивают на неврастеников, учителя и всякого рода творческие личности страдают истерией, у юристов и бухгалтеров часто наблюдается обсессивно-компульсивное расстройство, артисты и финансисты — жуткие паникеры, обслуживающий персонал патологически безволен. А что же бизнесмены? А бизнесмены — особенные молодцы.

Сегодня я поведаю вам о том, почему у каждого первого российского бизнесмена почти в полном объеме наличествуют симптомы хронического психоза, который называется паранойей, причем, как правило, в стадии обострения. Мы поговорим о ситуациях, в которых это реально спасает, а также о других ситуациях, где надо резко выздороветь. Я также на всякий случай отвечу на вопросы тех, кто только собирается начать свой бизнес — надо ли вам приобретать паранойю заранее в нужном объеме или она сама налипнет по ходу.

Начнем с симптомов. Паранойя — это заболевание зрелых, умудренных опытом людей, именно поэтому к бизнесменам оно приходит быстрее: здесь год за два, а то и за три идет — очень вредные условия труда. Типичные симптомы — логически построенные бредовые идеи. Например, соорудить глобальную мировую церковь, где все будут ежедневно поклоняться котикам, или сеть кофеен, где все будут платить за кофе в три раза больше, поскольку бариста напишет фломастером имя на стакане. Бредово? Бредово. Но ведь работает. Или вы не пользуетесь Фейсбуком? Никогда не бывали в Старбаксе?

 

По мере прогрессирования заболевания у личности может нарушаться восприятие, появляться галлюцинации и иллюзии. Только этим я могу объяснить ситуацию, когда, например, глава Сбербанка Герман Греф говорит, что в России божественные клиенты, а потом идет в костюме терминатора в свой собственный банк — не то кредит получать, не то вклад открывать. При этом костюм терминатора называет костюмом инвалида и намеревается с помощью этого перформанса научить своих сотрудников эмпатии.

И поймите, что если мы сейчас скажем, что Герман Оскарович ничего не понимает в бизнесе, то многим другим, болезным, надо прямо сейчас встать и выйти куда-нибудь насовсем. Так что да, получается, есть ситуации, в которых бизнесмену крайне необходимо вести себя как параноик, тем более что от других психов этих выгодно отличает целенаправленное и последовательное поведение.

А теперь главный симптом каждого уважающего себя параноика с ежегодным доходом… ну, хотя бы от десятка миллионов рублей: нездоровая подозрительность и склонность видеть в случайных с виду телефонных звонках и предложениях происки врагов. Думаете, вам это качество не понадобится?

Поймите, что как только вы начнете делать минимальные успехи в вашем бизнесе и зарабатывать выше среднего, вы сразу же превратитесь в круглую, четкую и хорошо заметную в любую погоду мишень для всякого рода разводил. На фоне обычных работяг, которые зарабатывают 70 тысяч, вы будете привлекательны, как фотомодель в сельском клубе, желанны, как рожок мороженого в жаркую погоду, и блистательны, как восходящая рок-звезда на своих первых гастролях.

Вы еще не понимаете, как вас заметят? Очень просто. Как предпринимателя вас найдут в базе налоговой инспекции или каком-нибудь «СПАРКе», как владельца энной суммы денег — после открытия счета и вклада в банке, после вашего похода в какой-нибудь салон или магазин премиум класса, как владельца крупной собственности — в соответствующих реестрах. Почти вся информация сегодня открыта, а ту, что закрыта, можно недорого купить. Дальше дело за малым — грамотно вас «окучить», практически как картошечку.

Специально для вас товарищи-разводилы тренируют свои коммуникативные способности до мастерского навыка по разводке лохов и ежедневно изобретают широчайший ассортимент подстав и наебов. Вы когда-то не купились на цыганские гадания у железнодорожной платформы и с тех пор считаете себя непробиваемым человеком, не поддающимся гипнозу? Я впечатлен. Но опытным разводилам это по барабану. Они отлично выглядят, говорят правильные вещи и комплименты — все по науке. Могут оказывать реально полезные мелкие услуги, правда, потом кидают на лям. И поверьте, это может оказаться очень, очень неожиданным.

Всего ассортимента их услуг, конечно, перечислить я здесь не смогу, тем более, что он расширяется ежедневно, как я уже сказал. В целом запомните: история о том, что кидают только совсем глупых лохов — это миф, людей постоянно кидают, в том числе таких умных, как вы, и даже умнее. Кидалы неустанно практикуются, и поэтому у них получается все лучше и лучше. Чем больше у вас будет денег, тем больше вокруг вас будет крутиться пиздоболов с официальными ксивами помощников депутатов и прочих чиновников, а также инвесторов с фирмочками на Каймановых островах, стартаперов, криптоинвесторов, адептов форекса и продавцов накопительного страхования.

Но давайте посмотрим на несколько самых распространенных схем, знание которых, возможно, вам пригодится, если вы только начинаете свой путь к богатству.

 

  1. Криптоинвестиции. На эту тему недавно вешал огромную простыню, повторяться не хочется. Отметим одно: спокойно играть в эту лотерею на серьезные деньги может только тот, кто каждое утро любит поиграть в русскую рулетку, заряжая пять патронов в шестизарядный револьвер. Если же деньги для вас не решающие, это, конечно же, в корне меняет дело. Просто стреляйте себе в колено вместо головы, столько нервов сэкономите, оставаясь в тренде.

 

  1. Форекс. Уникальная методика и отличные результаты — они научат вас пристраивать свободные деньги с отличными процентами, а потом, когда вы прогорите, с очень деловым видом объяснят, почему не получилось. Не знаю, как у вас, но у меня к этим ребятам только один вопрос: откуда у вас мой телефон? Ответы бывают очень забавными, типа отсыла к скидочным картам магазинов, в которых я никогда не бывал. Но лично я грешу все-таки на банковские базы — не доверяю я этим операционистам с грустными глазами, хроническим безволием и непомытыми головами. Я не доверяю всем людям с непомытыми головами. Хотя, возможно, это все паранойя.

 

  1. Таймшеры. Задумывалось все красиво и на Западе, говорят, работает: компания, которая занимается постройкой отеля, предлагает отдыхающим стать соинвестором за небольшие деньги. По сути, вы покупаете номер, но не на весь год, что было бы слишком дорого и ненужно, а на неделю, то есть приобретаете одну пятьдесят вторую этой доли. Звучит красиво и вроде бы подходит консервативным туристам, которые годами ездят в одно и то же место. Есть только одно «но»: с тех пор, как этой схемой заинтересовались мошенники, все превратилось в обычный развод.

 

Поэтому в нашей стране проблема таймшера в том, что он всегда стоит дороже, чем поездка в этот регион. На свежую голову вы можете это даже понимать, но вас как дорогого гостя пригласят в офис туристической компании, услужливо предложат чаек с интересным ингредиентом и после него покажут альбом с картинками. Благодаря некоей химической реакции в вашем мозгу, эти картинки оживут, и вы внезапно осознаете, что реально очень хотите быть там. Чаек снимает градус критичности до минусового уровня — и вот у вас в руках уже подписанный договор, а по карте прошло списание на энную сумму.

  1. Договориться с… — дальше подставляйте сами: «с судьей», «с депутатом», «с налоговой», «с ГИБДД» — все неофициально, конечно, — тысяч за 500. Это как раз тот случай, когда паранойя в адрес чиновников с вытекающим из нее психозом служат плохую службу. Поэтому запомните: если в ваш магазин или офис внезапно заявились пожарные, экологическая полиция, налоговая с проверкой или бог знает кто еще, насчитали три тыщи мильонов штрафа, а следом за ними, буквально полчаса спустя, явились люди, которые готовы за скромные деньги «решить вопрос», — сначала успокойтесь. Не сочтите за труд позвонить в вашу налоговую или местный отдел полиции и для начала проверить, реальные ли это были чиновники, а потом уже решать по ситуации.

 

  1. Стартапы. Эти даже не всегда мошенники, чаще просто идиоты, но у них так горят глаза, что они могут буквально заразить энтузиазмом. Если вы всерьез загорелись идеей вложиться в какой-нибудь стартап, то, возможно, вас интересует, как отличить перспективного бизнесмена от мечтательного придурка? Для этого я рекомендую задать один вопрос: «что вы производите?» И, как только вам говорят: «ничего», вы понимаете, куда этого человека вежливо направить. Если стартапер расхвалил идею и готов что-то производить — можно решать по ситуации. Но опять же, если он взял какие-то бабки и не смог сделать прототип, логично направить его следом за первым. И только в случае изготовления удачного образца вести какие-то разговоры о более серьезных вложениях.

 

  1. Хохма на сладкое — продавцы костюмов на заказ. Эти активизируются всегда по весне и за последние годы звонили мне так часто, что я даже невзначай разработал забавный скрипт разговора, который предлагаю всем, кому скучно просто взять и положить трубку. Когда меня спрашивают, интересует ли это меня, я с энтузиазмом отвечаю: «Конечно». Если предлагают приехать, я с новым приливом радости и дружелюбия говорю что-то вроде: «Ну что вы, я приеду сам». И только когда, наконец, мне предлагают записать адрес, я признаюсь, что и так его знаю. Потому что у меня, конечно же, давно свой портной, и я его не меняю.

Повторюсь снова: это только примеры. Вариантов разводок тысячи. Вы все еще сомневаетесь, нужна ли вам паранойя? Берите две. Она, конечно, и сама нарастет по ходу, но прежде вы потеряете некоторое количество денег. Или у вас есть универсальные методы распознавания всех видов мошенничества? Тогда я внимательно слушаю.

12 thoughts on “Откуда у бизнесмена паранойя и почему с ней не надо бороться

  1. HORCHer

    Хмммм. По-моему паранойя как раз характеризуется активными залипаниями. Причем как на предпринимательских идеях и действиях, так и на всяких страхах и подозрениях. Так что, это не успешные бизнесмены становятся параноиками, а параноики становятся успешными бизнесменами.

    Reply
  2. Мурат

    Здоровый цинизм и даже нигилизм спасает, НО большие предприниматели отличаются от остальной массы русским словом ЧУЙКА, то есть высокоразвитой интуицией, когда вложиться, когда слать нах, когда паковать чемодан с непосильно нажитым. Без чуйки и паранойика разведут в итоге…

    Reply
  3. Антон

    Энди Гроув — далеко не последний в бизнесе человек, на минуточку — сооснователь, совладелец и в 1979-1998 президент и CEO «малоизвестной» компании Intel — свою книгу о выживании в бизнесе так и назвал: «Выживают только параноики».

    Reply
  4. Николай

    у большинства людей вообще автоматический негатив на любые «холодные звонки». Правда бывает что на проводе хорошо поставленный сладкий голос, который сразу послать нахуй как то неудобно, но тут главное сделать первый шаг и десять повторений потом, памятка о том, что цель звонящего незаметно засунуть тебе в жопу сразу два члена, а не благие намерения избавит от лишней щепетильности

    Reply
  5. Николай

    «на фоне обычных работяг, которые зарабатывают 70 тысяч…» — тонко, тонко ))

    Вообще, параноя может сохранить не только деньги, но и кое-что более ценное.
    А разводят и вправду не лохов (он и сам без денег останется), а тех, кто считает, что поймал бога за бороду.

    Еще бывает так, что самые близкие люди стремятся втащить в какое-нибудь г-но. Поэтому, если кто-то из ближнего круга просит об одолжении, где замешано третье лицо, то уровень доверия должен к предложению строиться не на уровне доверия к родственнику (другу и пр), а на уровне доверия к 3-му лицу. Читай — человеку с улицы. Иначе потом бывает стыдно в зеркало смотреть)

    Reply
  6. Игорь

    5. Стартапы

    Филипп Олегович, а что, например, производит Фейбсук? И что производил в процессе получения первых инвестиций?

    Reply
    1. Филипп БогачевФилипп Богачев Post author

      ФБ производит рекламу. почитай историю компании — они поднимались благодаря рекламе от майкрософта и эппла 🙂

      Reply
  7. Володя

    Филипп, против накопительного страхования, что имеешь? Негатив на продавцов, или сама суть страхования тоже кидалово? Если второе, то почему?

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *