Бизнес с друзьями: как на сафари с диким бегемотом

Если вам когда-нибудь доводилось интересоваться животными, то вы знаете, что среди них встречаются весьма опасные экземпляры. Несмышленыши типа маленьких детей или любителей телевизора обожают смотреть передачи типа, а кто самый хитрый и опасный? Вот африканский слон, лев, носорог, крокодил, анаконда, скорпион. Если вы смотрите подобные рейтинги, то вам наверняка невдомек, что самое хитрожопое животное в мире — это всегда ваш друг, с которым вы открыли бизнес. Оно же самое опасное лично для вас.

 

Казалось бы, что такого произойдет между вами и другом в бизнесе, чего не могло произойти на шашлыках? Давайте посмотрим внимательно. Если вы — взрослая половозрелая особь, то в прошлом наверняка можете припомнить неудобняк с друзьями из-за одолженных трех рублей или легкие срачики из-за того, куда именно лучше поехать на шашлыки. Возможно, в вашем опыте были ситуации формата «начальник-друг» или «начальник-подчиненный», и в целом оно может и ничего, но ведь не все бывает гладко в такой конфигурации, правда?

 

Вам также поможет понять, о чем я говорю, если вы вспомните ситуацию, когда делали вместе с друзьями какое-нибудь задание в школе или в институте. При этом кто-то свинтил пораньше, кто-то отхватил себе самую простенькую часть работы, а кто-то доделывал все за себя и за того парня, бывало такое? Наконец, вы можете вспомнить, как собирались с друзьями в какую-нибудь более менее далекую поездку, и как обсуждали, каким маршрутом ехать, где останавливаться, что брать с собой. Ну как, все было просто, все со всеми сразу соглашались и мирно шли к машине, где без звука занимали любые места? Никто ни с кем не спорил, никто не опаздывал, никто ничего не забыл, никто не требовал переключить радиостанцию и никто ни с кем не пересрался?

Так вот, к чему я это. В бизнесе все вышеперечисленное происходит одновременно и сразу. В одну точку стягиваются и денежные вопросы, и споры о распределении обязанностей, и перетягивание каната между начальниками и подчиненными, и просто разность представлений о мироздании. Напряжение, которое в результате возникает между людьми, как на высоковольной линии — все звенит и подрагивает.

 

Можно также сказать, что бизнес, открытый на двоих — это как ехать с другом в вашем личном автомобиле, где водитель уже занял у вас три рубля, сел за руль, включил радиостанцию, которая вам не нравится, и наслаждается любимой музыкой. При этом он изображает из себя большого босса и советует вам быстренько заняться маршрутом по дороге к месту, куда он единолично решил ехать, обзвонить несколько местных гостиниц на предмет свободных номеров и провернуть еще кучу муторной организационной работы, от которой не прет, потому что вы, как и он, предпочли бы сидеть за рулем и наслаждаться любимой музыкой.

 

А впереди еще долгие километры пути, и вам еще штрафы платить и за гостиницу, потому что ваш любимый друг обожает погонять и все время забывает взять с собой карточку. Но что скажешь, не будешь же из-за таких мелочей сраться, это же друг. Он вам все когда-нибудь отдаст. Наверное. Вы уже понимаете, чем все это путешествие закончится, да?

 

И вот поэтому я неоднократно говорил и говорю, что открывать бизнес в формате «половинка на половинку», да еще со своим другом, может только человек с половинкой мозга. Какие бы у вас не были представления о том, как надо вести бизнес, они никогда не будут на 100% совпадать с идеями другого человека. Каким бы трудолюбивым ваш друг ни был, вам всегда будет казаться, что вы работаете больше и ваш вклад — весомей и важней. А если даже вам не будет так казаться, то ему — так точно.

 

Поймите, одну простую вещь: люди срутся. В ситуации первого же срача между двумя абсолютно равноправными партнерами бизнесу сильно плохеет, а в ситуации регулярных срачей ему приходит полная п..да. Поэтому самая обычная схема 50 на 50 — самая тупая из возможных. Лично я не против партнерства, но я выступаю за распределение долей строго от 51% у одного из партнеров. Не должно быть никаких сомнений в том, кто главный. Если этого не решить, то бизнес в результате будет не поделен, а тупо просран подчистую.

Если же у вас есть один старший партнер, то младший, конечно, всегда может героически покинуть этот автомобиль или баркас, гордо подняв голову, но бизнес выживет и достанется одному человеку. Кроме того, именно такое положение вещей сильно стимулирует честные партнерские отношения, поскольку старший прекрасно понимает, что работает на 51% на себя, а младший отлично знает, что его легко выпиздят, если не будет честно пахать.

 

И вот под эту рациональную схему, естественно, должны быть подстроены все договоренности, которые, опять же, нужно делать на берегу. В идеальном брачном договоре еще до свадьбы описывается весь «развод», вплоть до того, чья бабушка по каким дням гуляет с внуками, и кому достанется какая вилка и скатерть. В бизнесе тем более все должно быть учтено, еще до начала серьезной работы: преимущественное право выкупа, кто на какие активы и на каких условиях может претендовать, кто за что отвечает. Желательно также каждый год все это проверять и в случае необходимости пересматривать, если произошли какие-то значимые изменения.

 

Я бы также не забывал, что люди гораздо больше склонны сраться из-за наличия денег, чем из-за их отсутствия, поэтому распределение всех возможных и невозможных прибылей также должно быть скрупулезно описано. Не забудьте, что если вы оформляете ИП на одного из партнеров, то уровень доверия должен быть запредельным, ведь именно тот, на кого все оформлено, может в случае невиданного успеха просто оставить второго за бортом.

 

С другой стороны, именно к нему же придут описывать квартиру и машину, если невиданный успех внезапно обратится неслыханным пиздецом. Куда ни кинь — всюду клин, поэтому лично я не рекомендую такую левую схему, поскольку, как известно, глупость не входит в число моих недостатков, а недоверчивость я считаю очень ценным достоинством, учитывая то, сколько денег она мне экономит ежегодно.

Что еще важно предусмотреть и продумать до того, как вы решили начать бизнес с вашим другом?

 

Ценности и цели. Я бы очень сильно рекомендовал честно поделиться друг с другом представлениями о том, что за бизнес вы намерены делать, с какой скоростью его развивать и сколько для этого пахать. Потому что если один из вас планирует с энтузиазмом бросить на это все силы, включая поздние вечера и праздники, а другой уже купил трехнедельный лыжный тур на новогодние каникулы, то это может серьезно помешать делу. Проверьте, нет ли у вашего партнера планов в ближайшее время обзаводиться женой, собакой, хомяками, третьим ребенком, привычкой отдыхать по три месяца в году или времязатратным хобби типа нумизматики или разведения рыбок?

 

Все это может привести к тому, что работать над бизнесом он будет не так много, как вы рассчитываете, а у вас может возникнуть стойкое несварение от такого положения вещей. По вечерам вы будете чувствовать тревогу и досаду от невозможности высказать другу детства, что вы об этом думаете. Выливать все это, скорее всего, будете на жену и испортите еще и семейные отношения вдобавок к дружеским. Еще забавнее, если вы с вашим партнером вдвоем, как не разлей вода, обзавелись привычкой посещать нумизматические аукционы и вместе едете кататься на лыжах зимой. Не думали, кто в это время будет управлять вашим прекрасным бизнесом и общаться с вашими чудесными клиентами?

 

Распределение ролей. Как я уже сказал, работающая схема это 51% на 49%. Это может быть также 52% на 48%, так или иначе, главный — только кто-то один, допустим, вы. Но это совершенно не означает, что после этого все резко прояснилось насчет того, кто за какие бизнес-направления и бизнес-процессы отвечает. И даже если вы планируете сразу нанять персонал, это ничего не меняет.

 

Поэтому нужно очень хорошо подумать, кто отвечает за тот же маркетинг, а кто за бухгалтерию, кто за закупки, кто за продажи. Если по-крупному поделить не получается, то распределяйте обязанности внутри каждой сферы так, чтобы исключить дублирование и вынос мозга подчиненным, которым один директор сказал одно, другой велел все бросить и срочно заняться другим, а в итоге не сделано чуть меньше, чем ни хрена.

 

Выходные и отпуска. Вам повезло, вы теперь не только друзья, но и партнеры. А это значит, что совместные каникулы как в школе вам уже не светят, увы. Возможно, вместе удастся выбраться на шашлыки, но и только. Поэтому очень неплохо решить заранее, кто будет дежурить по всем праздникам, кто все-таки поедет кататься на лыжах, а кто сдает билеты и остается работать, и в какие даты тот, кто остался зимой работать, поедет за это летом кататься на катамаране. Самая большая ошибка думать, что это все мелочи, и все утрясется само собой. Повторю еще одну главную истину сегодняшнего дня: люди срутся. А раз люди срутся, то смотрим пункт первый и договариваемся на берегу.

Колхозная собственность и мелочь на офисные расходы. В совместном бизнесе всегда есть риск обрасти какой-то собственностью и необязательными расходами, которые делаются из общей кассы в интересах одного из партнеров. Самый простой пример — кофе-машина в общий офис, если один пьет кофе раз в день или не пьет вообще, а другой дует круглыми сутками и постоянно заказывает новый кофе за «колхозные» деньги. Другой, глядя на это, рано или поздно побежит покупать себе чай с печеньками, а первый тогда добавит к кофе пирожные. Рано или поздно вся ботва закончится тем, что кто-нибудь потратит месячную выручку на баню и стриптиз.

 

Поэтому гораздо проще сразу договориться, что любые расходы на печеньки делаются строго в пределах определенного лимита либо не делаются вообще. В конце концов, за углом кофейня, и у каждого партнера есть пара ног, чтобы до нее дойти и личная карточка, чтобы предъявить кассиру. На случай африканской жажды в углу стоит кулер с водой за тыщу рублей в месяц.

 

И снова ценности. Если для вашего друга и партнера важно раз каждый год проводить три недели с семьей, это еще не значит, что он станет плохим бизнес-партнером, просто ваши договоренности должны это учитывать. Если ваш партнер чувствует себя неуверенно в активных продажах, то вы должны понимать, что за привлечение клиентов тогда отвечаете вы, а он возьмет на себя что-то другое, и это ок. Если для вас обоих очень важен и интересен ваш бизнес, если вы четко разобрались, кто главный — замечательно, только вперед. И если для вас обоих верно, что дружба всему голова, тоже норм, поржали, разровняли руины над делом всей вашей жизни и пошли дальше зарабатывать на хлеб кто чем может.

 

Гораздо хуже, если вы планировали поехать в гости к деду Морозу и не знали, что у вашего друга билеты в Швейцарию на те же даты, но это вряд ли с вами случится, верно? Будет также неприятно, если для вас бизнес крайне важен, а для вашего друга — постольку-поскольку. Но такого тоже почти не бывает. И будет совсем плохо, если вы оба собрались только руководить и считать прибыль, а работать должен был по идее кто-то другой. Но и это, естественно, не ваш случай.

 

Иными словами, как я уже сказал, бизнес-партнерство с друзьями — отличная затея. Правила поведения не строже, чем на сафари с дикими животными, но это же не повод пропускать сафари? Просто говорите тихо, не храните продукты в палатке, смотрите под ноги и не ходите между водой и бегемотом — он милый, у него просто клыки полметра. Я реально не понимаю, что тут вообще может быть сложного? Ссать по ходу вообще не о чем, начинайте — вам обязательно повезет!

2 thoughts on “Бизнес с друзьями: как на сафари с диким бегемотом

  1. A

    То есть рекомендация такая: один делает стартеры, другой делает карбюраторы, третий коробки передач.
    Бизнес вроде бы и общий, один на троих но у каждого свой. Зачем друзьям сидеть в одном офисе? Телефон кажется уже придумали. Если один из друзей халявит, можно подружится с кем то со стороны.

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *