Я до сих пор помню наизусть номера такси 956, 232 и так далее. Лет пять уже прошло, когда последний раз набирал, но я их помню. Моя проблема заключалась в том, что я очень много работал в поездках и возвращался задроченным в слюни. Мне тогда хотелось только одного: очень быстро доехать до дома. За приемлемые деньги. Без проблем и проволочек. Но это было невозможно. Никак. Это было всего лишь семь-восемь, максимум десять лет назад. Отличное было времечко — таксисты были всем довольны. А сейчас все очень плохо, они страдают. Хотя почему плохо? Лично у меня все хорошо.
Давайте подумаем вместе, какие грандиозные перемены на отдельно взятом рынке мы наблюдаем. Долгожданные перемены. Целые поколения советских и российских граждан не могли уразуметь, почему на протяжении десятков лет таксисты зарабатывают больше врачей и учителей. Вы понимаете, почему так должно быть? Лично я нет. Я не очень хорошо владею скальпелем, но зато могу водить автомобиль и преподавать. Умственную и психическую нагрузку от двух последних занятий считаю несопоставимой между собой.
Как же так вышло-то, что таксисты до хрена зарабатывали? Заглянем чуть подальше в историю, к советским временам. Автомобиль тогда считался роскошью и почти экзотикой. Человек, выучившийся нажимать на педали в нужном порядке и крутить рулевое колесо, казался, возможно, героем-первопроходцем. Профессия считалась престижной, вероятно поэтому таксисту была положена и зарплата выше средней, и левые доходы. А потом все работало по инерции.
Не буду вспоминать слухи о том, как таксисты курировали проституток, толкали алкоголь из багажника во времена сухого закона, имели общие дела с бандитами. Разумеется, все вышеперечисленное — лишь грязные наветы, а все левые доходы в такси формировались исключительно из щедрых чаевых простых советских граждан. И в девяностые годы тоже, бугага. Но это было слишком давно, летим обратно в нулевые.
Тогда, в середине нулевых, все было устроено так, что ты мог вызвать такси заранее к прилету самолета, и таксист тебя ждал с плакатиком. Как-то раз я это сделал по дороге из Тель-Авива, а самолет опоздал на три часа. А у меня тогда то ли не было международного роуминга, то ли звонить было дороже, чем купить это такси вместе с водителем. В итоге мне въебали 3 часа ожидания. Таксисту, судя по всему, было пофиг, он не получил нового заказа и тупо стоял ждал. Как я обрадовался после этого, вы и сами можете догадаться.
Позже, когда такси стало побольше, я стал использовать другую схему, то есть начинал вызванивать такси после прилета. И начиналась лотерея: иногда приезжали быстро (джек-пот), но чаще говорили: будем через час. Я никогда не мог этого понять, я даже пару раз спрашивал: как так, у вас в километре от аэропорта на заправке стоянка и там всегда полно машин? И куда деваются те, кто привозят клиентов в аэропорт? Нет, мы можем только через час и баста. Желаем хорошего времяпровождения в аэропорту — ведь после суток-других без сна это так приятно.
На какое-то время мне удалось свободно вздохнуть благодаря компании «S7». Они сделали свою службу такси, причем вначале это стоило порядка 800 рублей до центра, как сейчас наш эконом. На тот момент это было более, чем адекватно, и машину можно было заказать чуть ли не с борта самолета — роскошь. Даже после появления аэроэкспресса это было выгодно, потому что за поезд ты платишь 400 рублей, и потом с вокзала все равно как-то надо добираться. Но потом они, конечно, поняли, что предоставляют уникальную услугу и быстро подняли тариф до 2 тысяч, так что стало уже не так выгодно.
Именно поэтому я, как мало кто другой, всячески приветствую появление агрегаторов такси. Выражаясь метафорически, я их приветствую с плакатом, цветами и хлебом-солью на долбаных рушниках. С группой поддержки из жизнерадостных танцующих девочек с сиськами, в купальниках и кокошниках. Потому что агрегаторы убрали этот безумный беспредел. С их появлением с улиц исчезли голосующие люди, а у меня пропала хроническая головная боль за 10 минут до приземления. Исчезли конские тарифы. И люди теперь всегда могут доехать куда они хотят, за приемлемые деньги, во всех городах России.
У людей ужасно плохая память. Догадываюсь, что уже через десять лет никто не вспомнит, как не мог вызвать такси в нужное время, как ждал, как обзванивал десяток контор. Как ловил на улице не пойми кого. Бомбилы — это такая веселая вещь. Когда повезет, а когда и ограбят. Могут кинуть, могут хуями обложить, могут вообще в лесок отвезти. А сейчас никто не голосует, и все эти изменения произошли всего за пару-тройку лет.
Я согласен, что в старой системе было много забавного. Например, когда ты с вечера заказывал такси в аэропорт, они могли на час опоздать. И ты уже ничего не мог сделать, никого не мог вызвать в этот момент. Кто-нибудь из вас опаздывал из-за такси в аэропорт? Очень специальное развлечение. Если с вами такое было, то не мне вам объяснять, в чем бонус от агрегатора. А у меня были такие ситуации. У меня каждые выходные были вылеты, очень до фига — и где-то каждый пятый раз был какой-то трэш.
И в каждом аэропорту тогда стояли очень довольные, ни разу не грустные таксисты, которые предлагали услуги за абсолютно ломовые деньги. Грустили тогда клиенты, потому что у них альтернатив не было. Были случаи, когда иностранцев кидали: дескать, цена не в рублях, а в баксах. Такое и на нынешнем чемпионате проворачивали. Бывали случаи, когда подсаживали двух попутчиков и эти попутчики тебя зажимали, не выпуская, пока не заплатишь столько, сколько скажут. А сейчас клиенты не грустят и не боятся. Таксисты, конечно, и сейчас стоят, но деньги уже не такие ломовые и альтернатив до фига.
Благодаря аэроэкспрессу и агрегаторам сейчас «официальное» такси аэропортов можно сразу слать нах. В Домодедово, правда, вроде как есть реально официальное такси на стойках, но они делают дороже «Яндекса» раза в два, и по-моему, вызывают тот же «Яндекс». Так что в принципе — посылать туда же.
Так почему ноют таксисты? Все очень просто. У агрегаторов очень правильная и до боли рациональная модель: они заставляют водителей работать и делать большие обороты. А отечественный таксист не привык много работать, нет. Он привык красиво стоять, покуривать, трещать с коллегами и ждать клиента, который в отчаянии готов будет заплатить неимоверные деньги. Поездка в аэропорт по цене за билет на самолет — это наш размерчик, ради этого можно полдня и покурить в тенечке, верно? Куда там спешить, зачем зря бензин тратить и автомобиль изнашивать.
Сегодня ситуация совершенно не такая. Сравнивая с тем, что было, таксистам хочется биться головой об руль, я понимаю. Это психология для самых маленьких: если сделать человеку сначала хорошо, а потом нормально, то он будет себя чувствовать очень хреново. Сейчас таксистам нормально, но до этого было очень хорошо, даже слишком. Им завидовали учителя, врачи, инженеры и, возможно, даже профессура. Поэтому теперь им пиздец как нелегко, хотя объективных причин нет.
Объективно таксисты нормально зарабатывают, если сравнить с другими профессиями такой же незатейливой квалификации. Тарифы стабильно растут. Я знаю, что в 2005 году час на «Хундае Сонате» стоил 550 рублей, а сейчас за эти деньги ты покатаешься полчасика, не более. Народ пыхтит не потому, что у них не получается зарабатывать, просто новая система выровняла весь дефицит предложения, а вместе с ним устранила весь блат и все мошеннические схемы. А вы знали, что при дефиците предложения на рынке всегда возникает мафия и блат? Это второй параграф учебника по психологии для детского сада.
Агрегаторы неподкупны, и они до последнего момента не показывают водителю, куда везти клиента: в аэропорт или в соседний двор. Все равны как при победившем коммунизме, всем приходится работать. Раньше было иначе: «Але, аэропорт» — пятьсот желающих. «Але, минималка» — и никого. Отсюда возник дефицит и все перекосы. Отсюда выросла мафия на цепочке «диспетчер-таксист»: у каждого диспетчера были любимчики, которым все выгодные заказы и передавались за откаты.
В результате люди не могли такси вызвать, чтобы подвезти, условно говоря, бабушку до дома или ребенка в школу. А теперь могут, и таксисты от этого невыносимо страдают. Им приходится не на стоянке по три часа прохлаждаться в ожидании одной поездки за 5 тыщ, а все это время ездить с клиентами. Приложение работает без взяток: вот заказ, куда — неизвестно. Отказался — твой рейтинг падает.
На эту минималку, если посмотрите внимательно, все таксисты и жалуются. Я опять понимаю: хорошо бы ее не было, и все клиенты платили золотом, оставляя щедрые чаевые. Я тоже хочу, чтобы у меня каждый входящий клиент был сверхамбициозным и покупал тренинг за 200 тысяч, но мне почему-то не жмет делать продукт за столько, сколько люди готовы оплатить. И да, у меня покупают и дорогие продукты с индивидуальной работой, и бюджетные. И в такси, как ни странно, по-прежнему есть дорогие поездки и дешевые.
Поэтому когда таксисты жалуются, что вот, нам платят одну минималку, они пиздят как дышат. Мало того, я знаю точно, что многие агрегаторы докидывают денег на минималку — и процентов не берет, и компенсирует такие поездки водителям. Если ваш агрегатор этого не делает, что мешает сменить компанию?
А если все агрегаторы не нравятся, что мешает набрать своих клиентов и работать с ними? Может, это осознание собственной элитарности? Так уже настало время спускаться на землю. Таксист — это обычная рабочая профессия, одна из самых примитивных. Даже сантехник выполняет более сложные действия. Даже маникюрша. И тот, и другая, кстати, сейчас обладают более редкими навыками, потому что водить машину теперь умеют все, а трубу не каждый может починить. Шли бы в сантехники, но там, правда, учиться надо.
И сантехник с маникюршей тоже работают с агрегаторами, но они и сами умеют себе клиентов набирать и дружить с ними, а таксисты нет. Вот в чем главная проблема таксистов — не в низкой «минималке», а в том, что им срать на клиентов. То, насколько им насрать, видно во всем, даже на скриншотах с форумов, где самые яростные страдальцы героически пытаются устроить какие-то смешные забастовки.
А когда я смотрю на эти забастовки и какие-то ролики в соцсетях, я спрашиваю себя: это не те ли люди, которые возили иностранцев на чемпионате за 50 тыщ из аэропорта? Это не те люди, которые внаглую требуют по тройному тарифувезде, где только могут? Это разве не те люди, которые все время пытаются вырвать у тебя из зубов лишнюю сотню-две в любых мало-мальски удобных для этого обстоятельствах?
Это они-то от безденежья страдают? В таком случае я тоже, пожалуй, завтра с утра забастовку устрою. С 7 утра все тренинги для таксистов — по 200 тысяч. Без обид, мне надо компенсировать потери рабочего времени от неудачных поездок на такси на прошлой неделе.
p.s. подписываемся на блог, два раза в неделю огненные лонгриды!