Сегодня статья, к которой не будет никакой подводки. Просто статья огонь. Она либо огонь для хороших руководителей, либо вызывает струю огня пониже спины у руководителей-мудаков.
Абсолютное большинство молодых руководителей сразу после повышения накалывается на вилы, которые состоят из двух острых зубцов. На первый попадают самые квалифицированные и трудолюбивые, называется он «проще все делать самому». На второй — долбодятлы, которые и прежде не особо себя утруждали, а теперь решили, что вот тут-то точно можно ни хрена не делать. Самое забавное в том, что совершенно неважно, предпочтете ли вы лениться и пахать — участью вашей станет страдание до тех пор, пока вы не осознаете, что нужно учиться толково делегировать.
Я понимаю, что вам лень думать и проще двигаться по накатанной: думать вообще тяжело, а учиться — еще тяжелее. Если вы честно про себя понимаете, что вы долбодятел — это еще куда ни шло, шансы на выздоровление есть. Хуже, если вы гордитесь своим трудоголизмом, и не проходит дня, как вы, скромно потупя глазки, рассказываете всем, кто готов слушать, что вчера сидели в офисе до девяти и лишь потому ушли так рано, что было воскресенье.
Поймите, если вы трудоголик, то вы еще больший долбодятел, чем тот, который в понедельник, позевывая, является на работу к двенадцати. Признавать это очень тяжело, но пока вы не признаете, ваша карьера никуда не двинется. Все дело в том, что если вы делаете все сами, от рассвета до заката кляня нерадивых и нерасторопных подчиненных, то вы профнепригодны как руководитель, и этого надо стыдиться.
К сожалению, большинство начальников сегодня искренне гордятся своим выдающимся профессионализмом не в качестве начальника, а в качестве специалиста. И при этом считают, что низкая производительность их собственных подчиненных придает им дополнительный героический ореол, поэтому не упускают ни малейшей возможности пожаловаться на них. Типа, если б не я один, мученик, все вообще пропало бы.
На самом деле начальник, жалующийся на подчиненных, даже хуже мужа, жалующегося на жену, а это крайне жалкое зрелище. Чувак, ты ведь эту женщину сам себе выбрал, более того, это лучшая женщина из тех, кто выбрал тебя, по твоей собственной версии. Или ты гордо шел в ЗАГС с Машей, решительно отвергнув рыдающую Киру Найтли и даже не взглянув на вздыхающую в углу Пенелопу Крус?
На работе, уверяю, то же самое. Я не знаю таких начинающих руководителей, которым в компании предлагали десять повышений сразу — дескать, каким хочешь отделом, таким и руководи. Если вы впервые поднялись на одну ступеньку, то вам еще очень далеко до того момента, когда вы будете реально выбирать, кем и в какой компании руководить. А значит, вы сейчас скорее в положении прыщавого выпускника, которому случайно согласилась дать перебравшая отличница, чем в положении приглашенной рок-звезды. Это самое первое, что надо понять и, поняв это, срочно учиться.
Если вы полагаете, что проще все сделать самому, чем объяснять другим, то я бы сказал, что у вас провал сразу по двум направлениям — это постановка задач и обучение. Если ваши сотрудники достаточно опытны, то проблема в первом, если новички — то во втором. В любом случае проблема в вас, а точнее, в этой заржавевшей штуковине с зубцами на вашей башке. Так вот, к сожалению, пока вы не снимете корону и не признаете права своих сотрудников на обучение — такое же, как когда-то было у вас, их проблемы будут продолжать сыпаться вам на голову.
Я не призываю вас удрученно уронить лоб на стол и разрыдаться от собственной никчемности, просто признайте, что как-то так сложилось исторически, что вы двух слов связать толком не можете, и люди тупо вас не понимают. Либо вам больше нравится самоутверждаться за счет менее опытных сотрудников, чем выполнять свои прямые обязанности. Это ничего, каждый бывает немножечко мудаком, главное, вовремя признать.
А когда признаете, просто научитесь ясно и четко формулировать задачи — понятные, измеримые, выполнимые, с ясными сроками. И, что еще важнее, научитесь слушать своих сотрудников, даже если вам кажется, что вы знаете все, что они вам скажут. Особенно в этом случае. У опытных специалистов могут быть весьма здравые соображения о степени выполнимости и срочности той или иной задачи, а даже если нет — дайте им выговориться, иначе они будут выговариваться в курилках, отзываясь о вас и ваших заданиях в таких выражениях, в каких вам точно не понравится.
Научитесь объяснять все новичкам — да, вы можете частично делегировать их обучение другим специалистам, но ответственность все равно остается на вас. И поэтому научитесь также контролировать. В этой сфере большинство начальников проявляет прямо-таки феноменальную тупость, когда принимается во все тяжкие надзирать за опытными сотрудниками вместо того, чтобы уделить внимание новичкам.
Понятно, что с первыми вам интереснее и вы даже немного ревнуете к ним хорошо знакомое вам дело. Но поймите, что когда вы показываете подчиненным, как круче всех писаете на стенку, то именно в этот момент они понимают со всей ясностью, что вы не на своем месте и перестают вас уважать.
Начальник, который перехватывает задачи у подчиненных или без конца объясняет опытным сотрудникам, что и как им делать, напоминает мне родителей, которые делают домашнюю работу вместо ребенка. Павлику тридцать два годика, и он — лучший по арифметике в четвертом классе, а его жене Леночке классный руководитель вчера поставила пятерку за поделку. Их сын Петя когда-нибудь вылечит свои психологические травмы и напишет диссертацию на тему: «Роль родителей-долбоебов в личностном развитии».
Но у ваших подчиненных, в отличие от Пети, есть выбор, так что путь конкуренции может привести вас к тому, что вы просто останетесь без лучших сотрудников с одними новичками, и вот тогда вам по-любому придется их учить. А поэтому вам лучше заранее начать отвечать на вопросы о тех задачах, которые вы им поставили, даже если кажется, что эти вопросы дурацкие. Поймите, что ваша задача прежде всего «продать» задачу сотруднику, а не просто отдать приказ и ждать беспрекословного выполнения. Да, знаю, что вы в детстве мечтали стать придурковатым генералом, но сейчас уже не нужно об этом думать.
Если у вас есть горящая задача, которую сотрудники ни в какую не желают выполнить — лучше использовать метод лести и взятки, чем шантажа и угроз. Запомните формулу: толщина комплимента всегда обратно пропорциональна опыту сотрудника. То есть неопытному юнцу вы можете сказать фразу типа «такой ответственный человек, как вы…», а вот высококвалифицированного специалиста среднего возраста за идиота лучше не держать. Не умеете тонко льстить — предложите взятку. Возможность прийти к обеду завтра за сверхурочную работу сегодня прекрасно подойдет.
Я не говорю, что вы должны все время бегать за своими подчиненными и умолять их сделать что-то, но, опять же, для того, чтобы ваши сотрудники с полуслова подхватывали и радостно бежали делать, вам придется для начала продать им себя как начальника. Еще не все в отделе без ума от вашей персоны? Что ж, вернемся к простому — продайте задачу. Объясните человеку, если он не понимает, почему это важно и насколько это важно, зачем результат нужен именно к такому сроку и как лучше распределить приоритеты. Это крайне необходимо, если вы общаетесь с демотивированными специалистами, у которых перестал гореть огонь в глазах. И да, их еще придется по ходу дела пинать, но чаще поддерживать и потом еще хвалить. Представьте, это теперь входит в ваши обязанности как руководителя.
Кто не особо нуждается ни в ваших пинках, ни в вашей поддержке — так это опытные и мотивированные сотрудники. Подойдите к такому и похлопайте по плечу — а потом попробуйте найти в офисе свою оторванную к чертям руку. Я не против экспериментов, но тогда лучше идите сразу в зоопарк, протяните руку в клетку и почешите льва за ухом. Можете перед этим позвонить мне и сказать: «Фил, я нашел одну лишнюю руку, захвати попкорн» — я люблю хардкор, так что если будет время, то подскочу в пределах Москвы.
А в офисе запомните, что у каждого квалифицированного специалиста корона не меньше вашей, а, скорее, еще и больше — ведь им как-то надо компенсировать себе отсутствие кресла с высокой спинкой. Научитесь вежливо и как бы невзначай спрашивать о готовности тех или иных задач, льстить потоньше и хвалить так, чтобы это не выглядело слишком снисходительным.
Пинки — это особое искусство. Никогда не пинайте сотрудников походя и для профилактики — как только они начнут относиться к пинкам как к чему-то ежедневному и неизбежному, этот инструмент потеряет силу в ваших руках. Пинайте неожиданно и редко — только тогда, когда это действительно нужно. Люди никогда не будут благодарны вам за пинки и всегда будут себя оправдывать, поэтому если новичок налажал и переживает, то гораздо эффективнее для дела поддержать и дать дополнительные пояснения, чем создавать ему дополнительный стресс.
А если налажал опытный сотрудник — он тем более все знает. В большинстве случаев молчание скорее поспособствует повышению вашего авторитета. Поймите, что лучший руководитель — это тот, у кого сотрудники сами себя ругают и сами себя мотивируют. Но для того, чтобы так было, нужно очень много наблюдать и общаться с ними каждый день. Для этого вы не должны все время работать вместо них, все время отсутствовать или орать.
Чтобы осуществить на практике вышеописанное, вам, разумеется, придется отвлечься от чего-то, что кажется вам таким захватывающим: например, от того, чтобы делать всю работу за ваших подчиненных, а иногда и от игры в мини-бильярд. Вам придется заполнить календарь и разметить на ней точки контроля, и, как это ни ужасно, придется даже принимать от сотрудников задания, которые вы могли бы сделать сами.
Я не хочу вас расстраивать, но вам придется даже подсказывать им иногда, помогать и хвалить этих мерзких орков за то, что они лишили вас любимой работы, да еще и метят при этом прямо в ваше кресло — все скопом, все до одного. Это чудовищно. Возможно, вам не стоило и пытаться быть начальником. Ну как, вы уже готовы умолять шефа понизить вас в должности или все-таки начнете нормально делегировать? Хотя бы разочек, для разнообразия?
p.s. Лайк и репост. Ну ты понял — поддержим старика кликом!