Сегодня большой праздник — день, от которого трясет миллионы школьников и их родителей. Но есть и те, кто празднует — в основном те, кому не надо в школу — с чувством судорожного облегчения: вся эта нервотрепка пролетела мимо, мимо, а могло бы и попасть… А давайте сегодня разберемся, с чего вас так трясет, помимо необходимости вставать в 7 утра и в любую погоду тащиться в школу? Но признайтесь, ведь не это не самое страшное. Самое страшное, предположу, другое: учатся ваши дети, а кажется, словно учитесь опять вы. И раз трясет — значит, успеваемость у вас, прямо скажем, так себе.
Вы слышали про шоу «Алло, мы ищем таланты?» Так вот — это не про то, как талантливо родители справляются со школьной домашкой вместо своих детей. Я понимаю, что вам очень хочется привести своих мелких к невероятному успеху, который сегодня измеряется пятерками в дневнике, но в чуть более отдаленной перспективе эта стратегия очень недальновидна. Заверяю вас как тренер, который много лет вправляет людям мозги: десять двоек в дневнике — это гораздо меньшая беда, чем домашка на пятерку, сделанная родителями.
На самом деле я просто охреневаю от того, сколько родителей забывают, что воспитание ребенка — это подготовка ко взрослой жизни. Сначала они учат ребенка быть ребенком, а потом ему внезапно исполняется 18. И получается великовозрастный пупс, который даже не в курсе о том, что теперь надо жить самостоятельно. Он уверен, что он особенный и внутри него море скрытых талантов, а также в том, что можно целыми днями забавляться. При этом ему все должны помогать и всячески поддерживать на каждом шагу. А если появляется какая-то домашка, то есть не очень легкая работа или неприятные обязанности — то пусть это сделает кто-нибудь вместо него, потому что именно так он привык.
И если вы готовите своего ребенка именно к такому будущему во взрослой жизни, то дальше можете не читать. Разумеется, его тотальный успех сначала будет заключаться в пятерках, а затем — в нытье. И возможно, время от времени ему реально удастся наныть какую-никакую помощь. Возможно, помогать будете вы — да, финансово. Почему бы и не покормить из клювика лет до сорока, пока этот птенец на ноги не встанет? Ведь вы же много зарабатываете и для вас будет сплошным удовольствием содержать его или ее с супругом и отпрысками.
Для всех остальных, кто понимает, что ребенка никогда не рано готовить к самостоятельной жизни, поделюсь своими соображениями. Но сначала, к слову, о скрытых талантах. Допустим, ваш ребенок уже пошел в младшую школу — это замечательный момент для того, чтобы прекратить страдать фигней по их поиску. Все это было прекрасно на этапе, когда надо было отвлечь малыша от груди и горшка пальчиковым рисованием или игрой на ксилофоне, но сейчас уже самое время закончить. Поймите, у ваших детей нет никаких скрытых талантов. И открытых, в общем, тоже. Чем быстрее вы это осознаете, тем лучше сможете научить ребенка тому, что ему на самом деле необходимо.
Я никого не призываю отказываться от уроков рисования и музыки — наоборот. Ребенок до 10 лет — это ходячая машина по обучению. Больше никогда в жизни он не сможет учиться с такой легкостью. Никогда. Поэтому разумеется, пока он находится в этом возрасте и умеет учиться с космической скоростью, логично его загружать. И это второе, что важно сделать в младшей школе: перепробовать как можно больше дополнительных занятий, помимо основных.
Пробуйте что хотите. Хотите — музыку, хотите — лепку из глины, другой вопрос: а что из этого, на ваш взгляд, будет ребенку полезно в будущем? Хотя все равно не угадаете — неважно. Главное, пробовать. И, конечно, записывая малыша на попробовать в десяток разных кружков, надо понимать, что очень скоро придется что-то выбирать.
Лично я в детстве перепробовал очень многое и совершенно об этом не жалею — ходил и на классическую гитару, и на шахматы, и даже на фигурное катание. А вот горными лыжами я занимался лет шесть или семь. Правда, больше всего в них мне нравилась договоренность с завучем, что в субботу я могу ходить туда вместо школы. Был ли у меня скрытый талант к горным лыжам? Сомневаюсь. Хотя к выгодным сделкам — возможно.
Если серьезно, то я абсолютно уверен, что все мы рождаемся с одним и тем же базовым набором безусловных рефлексов. Есть сосательный рефлекс, жевательный, хватательный — они одинаковы у любого новорожденного человека. Такой же стандартный пакет для въезда в страну под названием «человеческая жизнь» — это базовый набор эмоций. Они абсолютно одинаковы у всех людей, это подтверждено научными исследованиями.
Все остальное у ребенка формируется по ходу пьесы. Иногда случайно, если родители не знают, как на это повлиять. Например, сформированные предпочтения могут быть результатом протеста. А могут — результатом правильных подкреплений. Иными словами: любовь к чему-то — это вопрос воспитания, которое родители могут осуществлять намеренно или как придется.
Как воспитывать в ребенке предпочтения? Возьмем для примера меня: попробуйте сделать из меня певца. Я скажу: мне такое на хрен не надо. Но возьмите с одной стороны Киру Найтли, а с другой — Ану Беатрис Баррос Эль Чиати, и пусть они вдвоем говорят, мол, Фил, каждый раз, когда ты вытянешь новую октаву, мы с тобой тройничок будем устраивать. Тогда у меня знаете, какая мотивация к пению будет? Я на несколько недель вообще могу забыть слова «тренинги» и «блоги» — для меня будут существовать только вокализы и кантилены.
И вот вопрос ко всем молодым родителям: а знаете ли вы, какое поощрение может вызвать аналогичный энтузиазм у вашего ребенка? Разумеется, вы знаете. Тогда почему бы вам не пустить это в дело? К чему бы вы ни планировали привить ребенку любовь — любое дело можно грамотно поощрять. Разумеется, если вы отдаете малыша на курсы программирования с фразой: «программисты много зарабатывают», то можете ненароком вызвать у него отвращение. Угрозы наказанием тут тоже не очень помогут. А если вы просто ненавязчиво поощряете его за достижения, то у него воспитывается тяга к этому делу.
К школьным предметам это, кстати, тоже относится. Не надо рассчитывать на то, что учитель привьет вашему ребенку любовь к чтению или счету. У преподавателя 30 таких карапузов, ему некогда думать о том, как и в какой момент каждого из них грамотно подбодрить. Может, он с этим справится, но без вашей помощи — скорее нет.
Третье, что невероятно важно развивать — это самостоятельность. Разумеется, по возрасту и без судорожной спешки. И да, самостоятельность — это не объявить внезапно: «ты уже взрослый, тут-то ты и попал». Этому тоже надо учить. Вначале вы показываете ребенку, как делать домашние задания, как собирать портфель. Когда вы уверены, что он все понял и способен сделать это самостоятельно, переходите ко второму этапу. Здесь вы говорите ребенку, чтобы он сделал все сам и показал — а вы контролируете. Второй этап, кстати, может наступить только через год — где-то во втором классе. Или позже. Еще пару лет ребенок продолжает все делать сам, а вы присматриваете, аккуратно отползая боком в кусты. Но если вдруг перестает делать — возвращаемся из кустов к первому этапу.
Сильно позже, классу к шестому-седьмому вы уже начинаете жить по-королевски, то есть прекращаете ежедневный контроль, и только иногда интересуетесь датами контрольных. А может, и нет — дети не очень любят домашку, и могут снова начать все запускать. Тогда опять возвращаемся на шаг. Но есть один очень важный момент: ни на одном из этих этапов здравомыслящие родители не делают домашние задания вместо ребенка. Это путь для тех, кто желает своим детям плохого.
А теперь вопрос к знатокам: почему так важно в младшей школе воспитать в ребенке самостоятельность и перепробовать кучу разных занятий? И почему совершенно не так важно заполнить дневник забором из пятерок? Не буду вас долго мучить — все очень просто. Любой профессионал, любой успешный человек обладает навыками невероятно высокой адаптации. И, конечно, он сам делает всю «домашнюю работу». Когда я был ребенком и учился программированию, никто не знал, что программисты будут много зарабатывать. И мне было просто интересно. Я к тому времени уже был достаточно адаптивен и понимал, что могу освоить все, что мне понравится.
Адаптация рулит всегда. Двадцать лет назад выгоднее всего было торговать на рынке, а сегодня — наверное, программировать. Хрен его знает, какие профессии будут рулить через 15-20 лет. Но я почти уверен, что это будут не те же профессии, что и сегодня. И я также абсолютно уверен, что лучше других адаптируется не тот, у кого куча скрытых талантов и которому все должны. Лучше всех, как ни странно, приспособится всегда тот, кто умеет приспосабливаться.