Как не надо покупать франшизу: чек-лист для новичка

By | Октябрь 8, 2018

Хочешь начать бизнес, а навыков совсем нет? У тебя есть выход! Купи бизнес по франшизе и зарабатывай миллионы – это дело верное. Сегодня у меня есть для тебя уникальное предложение всего за 300 тысяч… хотя стоп. Сегодня понедельник, а по понедельникам я свой бизнес не продаю. Зато я могу совершенно бесплатно объяснить, почему франшизы за 300 тысяч покупать не надо, по крайней мере – новичкам.

Как начать бизнес по франшизе? Этим вопросом задаются те, кто смекнул, что начинать самому без вложений и без опыта – это все равно, что заниматься парашютным спортом, только без парашюта. Этих людей я горячо поздравляю – вы поднялись на целую одну ступеньку со дна неведения. А теперь можно сделать следующий шаг. Например, осознать, что покупка дешевой инфофраншизы – это тот же прыжок с парашютом, который вы понятия не имеете, как открывать. Но при этом надеетесь, что по дороге он случайно откроется сам.

Начнем с начала. Что вы приобретаете, когда становишься франчайзи, то есть – бизнесменом по франшизе? По сути, вы покупаете у людей готовую модель бизнеса с обучением. Типичный пример – это «Макдональдс», там все максимально стандартизировано. И давайте, чтобы два раза не вставать, сразу заглянем внутрь. Вы знаете, что необходимо для того, чтобы стать директором ресторана «Макдональдс»?

Забавно, но факт: в головной компании требуют, чтобы каждый директор прошел все ступени по карьерной лестнице. То есть да, хочешь управлять – добро пожаловать за стойку, поднимаем руку, улыбаемся, кричим «свободная касса». И так месяца два-три стажировки. Даже если вы уже великий управленец с опытом, даже если у вас три диплома МВА, и макбук, и костюм от Хьюго Босс – всем насрать. Интересно, почему? Сейчас узнаем. Откроем наш чек-лист с вопросами.

  1. Сколько стоит франшиза, которую вы собрались покупать? И сколько у вас вообще на это денег?

Капиталистический мир устроен так, что везде, где сначала появляется классная услуга, товар или модель по адекватной цене, вскоре появляется точно такая же, но в сто раз дешевле. Лиса Алиса и Кот Базилио не дремлют, пока у них есть аудитория – это толпы забавных людей с недовольными физиономиями. Они смотрят на дорогие качественные товары, агрессивно надувают нижнюю губу и задаются сакраментальным вопросом: «А почему эта… вот эта… вот так дорого? А?»

Бизнес сегодня – такой же товар, как красные пиджаки от Версаче в 90-х. И его точно также можно «организовать» дешевле. Например, пошить в Китае, заменить натуральную ткань на дешевую лоснящуюся синтетику – и пожалуйста, «все то же самое», только за пять юаней. Примерно так и появилась информационная франшиза – тебе выдают набор документов и напутствие развлекать себя самостоятельно.

Информационная франшиза отличается от нормальной тем, что в нормальную франшизу всегда будет вход от скольки-то миллионов рублей, и доход соответствующий. А в инфофраншизе тебе будут только рассказывать, что ты получишь миллионный доход. Потому что по факту дадут кое-как настроенную рекламную кампанию, право пользования сайтом – и все. И прикол в том, что по сути вы получаете почетное право не только строить бизнес с нуля, но еще и строить его по чужой модели без какого-либо нормального обучения.

Вернемся к «Макдональдсу». Почему там настаивают на том, чтобы директора вначале стояли за кассой? Дело в том, что в этой компании, как и во многих других крупных бизнесах, очень берегут свой бренд и свои драгоценные стандарты. Ребята понимают, что до всех дальних городов и весей они не дотянутся, и поэтому хотят чтобы каждый директор на месте принимал близко к сердцу всю систему. А для этого обязательно надо, чтобы он на своей шкуре все прочувствовал. Вот до какой степени в «Макдаке» трепетно относятся к обучению.

Что делают в любой нормальной франшизе? Там обязательно берут директоров филиалов и администраторов на обучение. И так же поступают с сотрудниками. Потому что стандарт работы – в головах людей, а не в документах. И даже когда ты получаешь полную команду обученных сотрудников, включая самого себя, тебе еще нужно снять зал, сделать дизайн, закупить оборудование под кафе или парикмахерскую. Уложите ли вы это в 300 тысяч? Никак.

Мне самому доводилось консультировать салоны красоты, которые работали по франшизе. Вложения там сразу составляют много миллионов. И люди понимают, что еще какое-то время предстоит их отбивать. А в инфофраншизе тебе обещают «все то же самое» за 300 тысяч, и что ты будешь получать кучу миллионов сразу. Может ли это соответствовать действительности, подумайте сами?

Подытожим по пункту первому: бизнес – это не плазменный телевизор, порядок адекватных цен тут сильно выше. Если у вас есть только 300 тысяч, просто забудьте о франшизе. Скажите себе: это не мое. От слова «совсем».

2. Где вы собираетесь работать?

Допустим, первый пункт мы с вами преодолели, и вы способны наскрести по сусекам хотя бы миллион-полтора. Но тут есть еще один нюанс. Даже если вы купите нормальную работающую франшизу с качественным обучением, это еще не гарантирует вам успешный запуск.

Например, вы покупаете франшизу в московской компании, а работать планируете в другом городе. Да, в Москве есть множество работающих франшиз. Вы рассматриваете, допустим, салон по ремонту автомобилей. Его аудитория – одна тысячная от жителей города. Мы помним, что в Москве живет и постоянно находится миллионов 20 человек, одна тысячная – это 200 тысяч. То есть до фига.

Но вот вы с этой офигенной франшизой приходите в город с населением 100000 человек. И получается там вся аудитория — сто носов, поделенная между вами и пятью конкурентами. И как вы будете выживать? Отремонтируете одну машину за месяц – и можно курить, размышлять о переезде в более хлебные места. Вот только деньги уже все на выгодную франшизу потрачены.

Или возьмем франшизу кальянных. В Москве все отлично работает, а сколько ты поднимешь в Туле с теми же ценами по 2000 рублей за кальян? В Туле такой же кальян стоит 500. Кроме того, нужен толковый персонал, который надо найти, научить, и как-то так с ними договориться, чтобы они потом не замутили собственную кальянную. Потому в них самих у бизнеса больше ценности, чем в стоимости кальяна, которому красная цена 100 рублей. И в Москве это работает за 2000, потому что здесь много людей, которые могут себе позволить оставить в кальянной такие деньги. А в других городах таких клиентов значительно меньше.

3. Хорошо ли вы знаете сферу, в которой собрались работать?

Абсолютное большинство успешных бизнесов, неважно, по франшизе или нет, открыты людьми, которые до этого работали в этой же сфере. И, наоборот, гигантское количество проваленных проектов провалены именно дилентантами. Да, в какой-то момент жизни многим из нас хочется взять и все изменить. Занимался компьютерами – пошел открывать парикмахерскую. Работал на госслужбе – теперь пирожками торговать охота.

Но в этом случае все возвращает нас к пункту 1 – требуется глубокое качественное обучение. И по моим прикидкам, любая адекватная франшиза с таким обучением обойдется вам в 3-5 миллионов, будь то кафе, парикмахерские и так далее. За эти деньги вы получаете все налаженные бизнес-процессы и все обучающие материалы для персонала. У вас будет нормальная инструкция по работе кальянщика, у вас будет обучающий центр для всех сотрудников, которые постоянно меняются, и так далее.

Не хотите слишком много учиться и хоть как-то, но сэкономить? Хорошо, возвращаемся на землю. Берем сферу, в которой вы разбираетесь и ищем подходящий бизнес. Не обязательно с вывеской «продаем франшизы» — инициатива может исходить и от вас.

Вы не задумывались о том, что на самом деле можно позвонить в любую компанию и предложить купить модель работы – за адекватные деньги вам продадут. Например, если в Москве есть отличная модель по ремонту автомобилей, то вам ее без проблем отдадут на Владивосток. Я уверен, что ребята даже торговаться особо не будут при такой удаленности. Другой вопрос, что вам вряд ли это отдадут за сто тыщ, и да, здесь будет полно других расходов, хотя бы на то, чтобы людей привезти учиться в Москву.

4. Готовы ли вы к тестам?

Не знаете, какая модель сработает? Это нормально. Возможно, вас это удивит, но любой нормальный бизнесмен заранее ничего не знает. Все знают заранее и с криком «Эге-гей, это точно сработает!» бегут на рынок только дебилы. А нормальные люди всегда сначала аккуратно пробуют. И да, на каждую такую пробу вам нужны деньги. Ну хотя бы тысяч 50 рублей. Теперь понимаете, что такое франшиза за 300 тысяч?

К любой такой копеечной франшизе вам сразу нужно полноценное исследование рынка – будьте готовы потратить минимум 50 штук на каждый тест. Потому что без исследования это не имеет вообще никакого смысла.

Меня спрашивают: «Как, вся франшиза стоит 300, а я должен еще 150 потратить на то, чтобы решить, брать ее или нет?» Я говорю: «Ты не понял, чтобы гарантировать себе хотя бы 50% успеха, надо потратить штук 500. А 150 – это так, самый-самый оптимистичный минимум — для тех, кто обожает риск и готов тупо пролюбить все деньги». По сути это тот же костюм из синтетики, который изначально никуда не годился: один раз надел – и выкинул. Вам когда-нибудь доводилось выбрасывать некачественные вещи? А бизнесы? Что, интересно, вы бы почувствовали, если бы довелось?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *