Карьеры.нет: 5 плохих новостей для незаменимых сотрудников

By | Декабрь 14, 2018

Вы когда-нибудь задумывались, сколько на свете существует способов испохабить себе жизнь? Если бы я был мистиком, то обязательно верил бы, что высшие существа просто запустили тестовую версию мира с отсмотром всех возможных косяков. И где они закончатся – там и сказке конец. Хорошо, что я не мистик и реально думаю, что это разнообразие бесконечно. Взять хотя бы такой популярный вариант: всю жизнь изо всех сил корячиться, но так и не сделать приличной карьеры. Как вам, а?

Если говорить о карьере, то, безусловно, есть масса разных способов сделать так, чтобы ее не было. Например, можно быть полным долбоящером и получать коленом под зад после каждого испытательного срока (повторить несколько раз в год, потом страдать). Но есть более затейливый способ – впахивать изо всех сил, стараться быть незаменимым, чтобы гарантировать себя от увольнения. Мало кто задумывается, что это точно так же гарантирует и от повышения. Как это происходит? Сейчас объясню.

Первая и самая очевидная причина, почему вас никогда не повысят – это риск. Не ваш риск, разумеется, а вашего начальника, который вас повышает. Для трудоголиков-всезнаек это, возможно, не очевидно, но для того, чтобы доверить вам новый фронт работы, кому-то придется рискнуть. Никто не может точно знать заранее, справитесь вы или нет, верно? А теперь – внимание – вопрос к знатокам! Какой нормальный человек в своем уме захочет по доброй воле рисковать самым ценным?

Вы сделали себя самым незаменимым сотрудником в отделе? На вас держится половина проектов? Вокруг вашей персоны крутятся ключевые направления работы, которые вы постоянно подхватываете на лету? Поздравляю – вы ценность именно на том месте, которое занимаете. И вас в качестве такой ценности будут всячески оберегать от любых возможных изменений, в том числе, конечно, и от карьерного роста.

Как узнать, в этом ли загвоздка? Все просто: надо аккуратно выяснить мнение вашего начальника насчет того, кто в офисе самый ценный кадр. И, если ваши мнения на этот счет действительно совпадают, то тут остается всего два варианта. Первый – технично передать пальму первенства кому-то из подающих надежды коллег, плавно передавая часть нагрузки в добрые руки.

А второй – это уволиться и начать все сначала в новой компании без лишнего героизма. Второй способ, сразу скажу, намного проще и быстрее. Еще и зарплату по дороге повысите, если снова не прощелкаете все клювом, как вам это свойственно.

И если вы сейчас читаете эти строки, задыхаясь от чувства несправедливости, то вторая важная причина вам понравится. В том смысле, что тут все честно. Скорее всего вас не повышают еще и потому, что вы не учитесь. Ведь вы слишком заняты работой, верно? А значит, волей не волей превратились в консерватора, даже если не хотите этого признавать.

Возможно, на сегодня вы реально очень круты, но что будет через два-три года? А через пять? Часто ли вы об этом задумываетесь? Дайте угадаю. Вы наверняка постоянно упускаете из виду какие-то интересные тренды на рынке, полагая, что все это полная туфта. Вам некогда смотреть по сторонам и вести «пустопорожние» разговоры на форумах специалистов. В результате – начинаете отставать как профессионал.

А даже если вы пока не отстаете в профессиональном плане, то учитесь ли вы самому главному навыку для руководителя – собственно управлению? Предположу, что вряд ли. Вам не до того, чтобы участвовать в обучении молодых сотрудников – ведь вы незаменимы и просто разрываетесь между важными делами. Вам некогда кому-то что-то делегировать. Вам некогда ходить по компании и «продавать» свои идеи соседним подразделениям. И вы не очень хорошо умеете вести переговоры – наверняка на совещания вам ходить тоже некогда?

А все это вместе делает из человека перспективного руководителя – да, все то, чего вы совершенно не умеете и, возможно, даже не хотите уметь.

Разумеется, я не могу сказать этого именно про вас с уверенностью на 100%. Все, что я знаю – это то, что гениальных управленцев на свете не так, чтобы очень много, и я ни разу не видел, чтобы человек с выдающимися навыками в этой сфере оставался без продвижения. Зато я видел огромное число теоретиков, которые отлично знают, как ими должен руководить начальник, но сами не могут грамотно руководить даже собственной кошкой.

Что можно сделать в такой забавной ситуации? Для начала спросите себя, действительно ли вы хотите взять на себя больше ответственности и столкнуться с нетривиальными вызовами? Если да, что ж, начинайте водить жалом в этом направлении – беритесь за проекты, где вы будете хоть кем-нибудь руководить, пусть даже это стажер, которого нужно обучить. Начинайте учиться продажам и переговорам. Это намного сложнее, чем пыхтеть по курилкам о том, как вас не ценят – зато помогает.

И это еще далеко не все. Третья причина, не менее важная, чем предыдущие две – это возможные невротические состояния у вас, вызванные постоянными переработками и подспудным чувством несправедливости. А также всевозможными страхами на тему того, что вас все-таки уволят (кстати, чем дольше вы с ними живете, тем больше они становятся обоснованными).

Большинство трудоголиков по доброй воле постоянно мотает между этими страхами и чувством обиды за то, что никто не ценит их невероятных достижений. Итог – затяжной невроз, с возрастом буйно расцветающий всевозможными паническими атаками, депрессиями или психозами. Печально, но вы прочно застряли в середине нигде между своей привычкой паниковать без повода и драгоценной короной самого незаменимого сотрудника компании на голове. Вам самому уже неохота идти на повышение – ведь на новой ступени вы не будете лучшим. И как тут не психануть со вкусом?

Проработать такую историю, к сожалению, с наскока не удастся – особенно если она застарелая. В этом случае рекомендую не пренебрегать услугами психолога. А если ситуация не слишком сильно запущена, то отлично помогут техники эмоциональной свободы.

Все еще не хватает вариантов и информации? Добавлю еще с большим удовольствием.

Четвертая очевидная причина — плохие отношения с коллегами. Тут все просто. Трудоголиков в 90% случаев недолюбливают – и никакую статистику тут собирать не нужно. Коню ясно, что ваше рвение выставляет не в лучшем свете результаты даже весьма старательных коллег, особенно если вы любите посидеть на работе в пятницу вечером и по выходным.

Мало того, ваш вялотекущий невроз, страхи и нарастающее чувство обделенности наверняка не лучшим образом сказывается на характере. Да, незаменимые сотрудники редко становятся душой компании, и вы вряд ли в их числе. А вы никогда не задумывались, как это сказывается на карьерных перспективах? Я не хочу вас расстраивать, но вынужден заметить: сказывается напрямую.

Переговоры, помните из пункта 2? Продажи и переговоры – вот что важно для руководителя. А если вы не в ладах с коллегами, считайте, получили двойку с минусом по обоим направлениям: вы не умеете себя продавать и не умеете ладить с людьми. А руководителю, как ни странно, приходится как-то ладить с теми, кем он руководит, и худо-бедно себя продавать.

И я совершенно не собираюсь убеждать вас в том, что вы всем должны нравиться – это тоже полная фигня. Я всего лишь намекаю на то, что вам, вероятно, есть чему поучиться. Как минимум разуть глаза и начать смотреть по сторонам вместо того, чтобы лихорадочно выполнять список текущих задач и жадно набирать себе новую нагрузку, несовместимую с адекватным поведением в коллективе.

Пятая и последняя на сегодня причина – самая забавная. Готовы? Это отсутствие инициативы с вашей стороны. Подробно о том, как ее проявлять, например, при желании повысить зарплату, я уже писал в этой заметке

Но если коротко, то просто поймите: тому, кто слишком сильно озабочен, как выполнить 200% плана, никогда не будет хватать время на то, чтобы толком спланировать свою работу. Например, узнать у начальника, какие 20% из этих 200% наиболее важны, в том числе – важны для вашего профессионального роста и продвижения по службе.

Вам никогда не хватит времени на то, чтобы посчитать свои собственные KPI, узнать, о чем ходят разговоры среди менеджеров высшего звена, какие направления для компании сейчас ключевые и какие вакансии могут открыться в ближайший год. И, разумеется, у вас никогда нет ни одной лишней минутки, чтобы должным образом презентовать разным начальникам результаты своей работы. Или хотя бы тупо заявить в непринужденной беседе с руководством о том, что вы заинтересованы в повышении. А это заявление, как ни странно, иногда бывает решающим.

4 thoughts on “Карьеры.нет: 5 плохих новостей для незаменимых сотрудников

  1. АватарАндрей

    Этот пост написал человек, которого никогда не повышали в должности.

    Reply
      1. АватарАндрей

        По такой логике тебе пора писать посты на тему эффективного соблазнения мужиков)

        Reply
  2. АватарHORCHer

    Как-то странно это выглядит, как будто в идеальном мире. Ну или для крупных международных компаний, ведущих стандартный бизнес, где можно перекупить нового руководителя у конкурентов или взять на рынке, при том что проекты у всех конкурентов идентичные. В другом случае, риск найма нового сотрудника на высокую должность куда страшнее, чем подтянуть кого-то из существующих. Обычно это дикие запросы, пол года натаскивания на новые проекты и специфику работы, и с абсолютно непонятными перспективами.
    Если возникает подозрение, что кто из существующих может больше, это замечает руководство выше начальника или акционеры. При чем начинается это с начальника, который будет счастлив скинуть с себя хоть что-то сотруднику, над которым не нужен постоянный контроль.
    И тогда сотрудник должен очень настойчиво отказываться от роста, проявляя железный консерватизм, если он действительно хочет остаться на своем месте, поскольку иметь его начинает начальство выше его непосредственного

    Reply

Добавить комментарий для Филипп Богачев Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *