Восемь самых влажных фантазий начинающих тренеров-экспертов.

By | Май 8, 2019

На днях я приехал из Сочи, где мы на тусовке без названия и входом по приглашениям общались среди коллег по тренерскому рынку. Вы знаете, такие встречи «для своих» служат одной главной задаче – понять, где и как можно ускориться. Но речь не про это, а про один забавный разговор, который был в кулуарах. Там мы говорили про начинающих экспертов/тренеров, которые бродят по сказочным полям в поисках единорогов, прыгающих по радуге. В смысле, продюсеров, которые сделают их миллионерами за пару недель… Да, вы поняли, сегодня я снова буду разбивать розовые очки стеклами внутрь.

Говорить я буду про то, как устроен образовательный рынок. Напоминаю, что я на нём уже двадцать лет, начиная с времен, когда не было онлайн-платежей, а интернет был по картам. И хоть у меня продюсерский опыт не очень большой, но мы причастны, например, к развитию проекта «Спарта» и десятка поменьше. В основном мы развивали свои проекты, так что у меня опыт преимущественно «внутреннего» продюссирования. И хочу заметить, что услуг по продюссированию для всех желающих или тренингов по созданию онлайн школ я не веду. Так что выдыхайте, я вам ничего не продаю, это просто взгляд со стороны умудренного опытами и сединами толстяка.

Чтобы было понятно, о чём сегодня речь, я хочу вам немного рассказать о популярной на рынке связке. Это связка из продюсера и эксперта, где первый выполняет организаторскую роль, а второй занимается своей работой – то есть учит людей. Первый же отвечает за построение процессов, маркетинг, продакшен и пса еще лысого, чтобы под ногами не мешался.

И в последнее время, с ростом популярности онлайн-образования, появилось много людей, которые уверены в том, что они профи в своем деле, всех всему блистательно научат, им нужен только продюсер, который взмахнет волшебной палочной, и всё станет хорошо.

А я хочу вам рассказать, почему большинству экспертов светит только та палочка, что находится сразу после ширинки. Давайте по шагам.

  1. Вы бриллиант, который нужен сразу всем. За вами очередь.

Суровая правда жизни гласит, что на одного толкового продвиженца приходятся сотни экспертов. Цифры, которые мне рассказали, они простые: один на четыре сотни в среднем. То есть работать над вашим проектом будут в случае, если идея и программа будет лучше, чем у других трехсот девяносто девяти человек. То есть у вас должен быть уникальный продукт, который интересен рынку. Причем этот продукт должен быть готов, протестирован и должны быть подтвержденные результаты студентов.

Если вы хотите, чтобы вам дали кучу денег за пересказ того, что вы когда-то прошли на тренинге, добавили свистелок и перделок, то у вас нет шансов. Вкладывать деньги в то, что и так уже есть, никому не интересно.

2. Вы будете работать 50/50.

Самое забавное заблуждение. Смотрите, производство одного тренинга на видео стоит, скажем, четыреста тысяч. Еще сотни три-четыре уходит в рекламу. Плюс зарплаты людей, которые сделают вам нечеловеческую работу по продвижению на рынок.

Эксперт обычно вкладывает только свое время. Учитывая, что продюсер тоже работает и тратит время, плюс кучу денег, эксперту-новичку светит 10%. Максимум. Предвидя вой в комментариях, скажу, что вы вольны не получить результат с кем угодно, и у вас есть великолепный выбор между пятьюдесятью процентами от ста тысяч, или десять от пяти миллионов.

3. Вас раскрутят, потом вы уйдете на вольные хлеба и сами будете получать сотни нефти.

У меня к вам два вопроса. Первый: неужели вы думаете, что такая светлая мысль пришла в голову только вам одному? Второй: как вы думаете, сколько таких хитрецов прошло через опытного продюсера?

Я скажу просто – без вариантов. Вы подпишите договор на передачу прав на записи, на передачу прав на творческий псевдоним, даже страницу ВК с именем эксперта вести будете не вы. И в случае ухода, у вас в контракте будет пункт о запрете заниматься подобной деятельностью три года после ухода. И да, юрист в команде продюсера свой хлеб жует не зря – такой поворот событий все предусмотрели и давно. Если что, вы будете очень обрадованы кучей судебных запретов.

4. Отношения будут построены на честном слове.

Как сказал человек, который построил двадцать онлайн школ, «нет договора – нет разговора». Это я много лет договоры не подписывал, а серьезные парни сначала подписывают бумаги, потом начинают работу. Без вашей подписи они готовы с вами пару раз встретиться, не более.

5. Проектом будете руководить вы. И только вы.

Эээээ… нет. Если вы хотите сами руководить, нанимайте в штат маркетологов, специалистов по рекламе, поддержку, дизайнера, заключайте контракты со студией и так далее. За свой счет.

А учитывая, что продюсер очень сильно заинтересован в том, чтобы не выкинуть деньги на ветер, он будет встраивать вас в свою систему. Вам придется делать много вещей, просто потому, что надо – делать контент, давать сценарии для видео роликов, переснимать уроки в студии, пока не будет идеально, и даже репетировать часами перед каждым прямым эфиром. Вам даже будут говорить, что надевать и какую прическу сделать. Я серьезно.

Это не так упорото, как в шоу-бизнесе, но с вашим имиджем, речью, подачей и программой будут работать десятками часов. И если вы скажете «я тут звезда» — то вас пинком отправят светить на небосклон. А интернет там не работает, и прямые эфиры вести очень сложно. И да, тренера звездой в классическом понимании — тоже делает продюсер.

Управляет проектом тот, кто его оплачивает. Если просто, то продюсер – владелец бизнеса. Точка.

6. На рынке много продюсеров, вам есть из кого выбирать.

Да, есть даже тренинги по продюссированию. И даже есть выпускники таких тренингов. Есть одно «но» — у них нет постоянной команды на зарплате, которая возьмет себе еще один проект. Лучшее, что вам светит – это бюджет в пятьдесят-сто тысяч… а давайте посмотрим, что вы на него можете получить?

А) одна рекламная кампания в одном канале. Настройка – пятнадцать тысяч.

Б) лендинги на конструкторе – тысяч пять.

В) фотосессия (хотя бы одна) – пять (очень по эконому).

Г) остается семьдесят пять на рекламу. Очень круто, вы можете получить тысячу регистраций на бесплатный вебинар.

Проблема в том, что придет на эфир триста человек, а может никто (если реклама так себе, и спец облажался). И вы можете ничего не продать, потому что продавать вас на эфире никто не учил. Или ваш продукт никому не интересен (как выяснилось). Или может произойти еще два десятка непредвиденных приколов – типа ляжет геткурс, или битрикс, или бизон, и весь эфир насмарку, и на повторный явка будет человек сто. Кстати, про «ляжет сервис» — это не шутка, такое в моей практике бывало. Не часто, но бывало. Хотя вы можете подстраховаться переводом денег на карту (та еще хохма).

Вы в курсе, что на десять тестовых рекламных кампаний с первого раза выстреливает дайте боги две? И для продолжения нужно снова вливать денег, которых у вашего продюссера внезапно не стало? Что вы будете делать?

В общем, выбирать вам есть только из тех, кого на сленге называют «помогайки» — то есть среди людей, которые берут на себя организационную работу – настройку всякую и прочее. Тоже важная работа, но они на окладе работают, а не вам платят. Такой вот парадокс.

7. Если у вас ничего нет, вы получите ВСЁ!!!одинодинодин

Очень радуют моих коллег эксперты, у которых нет сайта, подписчиков в социальных сетях – только школьные друзья и аккаунт домашнего питомца, блог вести им некогда, ибо думают о великом, да и с репутацией на рынке так себе, потому что известен в узких кругах посетителей профильного форума, где ноль клиентов и бесконечно срача.

Эксперт без своей лояльной базы (по)читателей – это деньги на ветер, почти всегда. Вам надо годика эдак три нарабатывать экспертность и имя, и тогда с вами будут работать серьезные парни. Напоминаю, что можно получить пару десятков эфиров на ТВ в год без оплаты этих самых эфиров, да и блог вести нынче можно в свободное время. Если вы сомневаетесь в моих словах, посмотрите, сколько публикаций получил бесплатно Перельман. Да-да, я понимаю, вы эксперт другого уровня. Ну так поработайте над тем, чтобы про вас и ваши работы было интересно писать.

Из практики, практически всегда эксперт без базы – это отказ в сотрудничестве. Потому что есть эксперты с базами. Но так же надо понимать, что база нужна для тестирования и сбора отзывов, это помощь, а не основа. Если вам предложат работать только по вашей базе – это не продюсер, а промоутер. И вашу базу могут «выжечь», и вы расстанетесь в ситуации худшей, чем вы начали.

8. Создать тренинг очень легко!

А это моя любимая тема. Если вам будет интересно, могу написать в блог про madskillметодиста и почему за такими людьми стоит очередь, и они получают очень-очень много денег. Но это если вам интересно – напишите к комментариях, а то вдруг до этого момента никто не дочитал.

Так вот. Создать тренинг нифига не легко. На тренинг уровня «Лингвистики» вам потребуется годика три. На тренинг уровня «Самомотивации» — года два. И помните, что тренинг мало написать, его надо развивать, а на это уходит очень-очень много времени. Надо общаться со студентами, получать от них обратную связь, наступать на горло своей песне и улучшать идеал. И так сорок два раза.

Если вы создаёте тренинг фекально-дендральным методом, то он затеряется среди тысяч говнотренингов. Вам будет сложно сказать «а чем ваш тренинг лучше тренинга Васи?» — потому что хрень делают просто массовым методом. Есть только одна проблема – продавая хрень, вам хватит только на хрен, да и то не тёртый, и это будет составлять весь ваш гонорар. И ваша судьба будет – пережевывать корнеплод и ныть о том, что клиент не ловится. Времена зеленых лопат (когда втыкаешь в землю черенок от лопаты, и на нём появляются баксы) — кончились очень давно. Студенты платят за результат, а не за пересказывания того, что вы где-то и когда-то читали.

А чтобы давать результат, вы должны делать хороший продукт. А это много времени, навыки, и десяток пилотных групп, чтобы показать новым студентам результаты. Готовы делать продукты по году – два? У вас получится стать узнаваемым экспертом. Если вы хотите по-быстрому срубить капусты, то подождите июля и момента, когда сторож у поля заснёт.

Чуть попроще в ситуациях, когда результатом является иллюзии студента. Я сразу скажу, что это не тренинг – результатом тренинга является измеримый результат. Крепость кармы, накачка мухаладры ци и прочие рейки – это не тренинги. Это лекции на тему эзотерики. Кто-то с этим работает, кто-то нет. Для ведущего тут чуть проще – морда лопатой, несем ересь про славяно-арийские веды, все кивают и радуются. Для продюсера тут требуется некоторая моральная гибкость, но работать можно. Благо тут даже программа не нужна – рот открыт, поток пошел.

Но это не тренинг, понимаете?

Заключение.

Вот вкратце и всё, что я вам хотел рассказать о войне во Вьетнаме. Этой статьёй я хочу сказать, что быстрых и лёгких денег в тренингах нет, и работать приходится очень-и очень много. Я делаю в своей компании десятки тренингов в год просто потому, что у меня команда тренеров с общим опытом работы далеко за сто лет, и мы можем, умеем, и хотим переносить в онлайн то, что много раз работало в офлайне.

Почему? Просто мы упоротые, и у нас есть ваша поддержка. И без поддержки студентов у вас ничего не выйдет. Так что я хочу выразить огромную признательность десяткам тысяч моих студентов за доверие, которое мы стараемся оправдать каждым нашим новым тренингом.

А людей, которые называют себя экспертом потому, что это модное слово, я люблю задавать простой вопрос: а почему вы считаете себя экспертом? Как вы поняли, что находитесь в этом уважаемом звании? Как вы поняли, что вы именно эксперт, а не специалист? В чем ваша уникальность? Когда поймете, когда будет четкий ответ – можете начинать обучать. Только помните, что строгателей скрипок были десятки тысяч, а Страдивари всего один. И барабаны он не делал.

Засим все, жду ваших вопросов в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *