Про путь предпринимателя

By | Июнь 10, 2020

Сегодня я хочу статью написать, не очень большую, и не очень сильно убеждающую вас в моей несомненной правоте. Этот текст о том, как оно есть, а не о том, как вам говорят. В этом тексте я буду говорить вам про навыки, которые следует качать предпринимателю на каждом этапе создания своего проекта. Писать буду тезисно, на многабукв сегодня времени не очень. 

Многим будет больно. Иллюзии всегда разрушаются со страданиями. 

Подготовительный этап

Этот этап характеризуется максимальным информационным шумом и зашкаливающим количеством противоречивой информации. Вы пытаетесь понять – как это, стать предпринимателем, читаете неделями там, месяцами тут, и пытаетесь не словить заворот мозгов. 

Про путь предпринимателя, изображение №1

0.1 Не верь. 

Когда из каждого бытового устройства затирают, что создать бизнес можно без стартового капитала, за неделю, и с гарантией – не верь. Когда про это говорят люди без образования (кроме школы и ВУЗа по специальности «хренов филолог») – не верь. Когда у людей нет опыта обучения студентов, подтвержденных результатами – не верь. Когда про это говорит боец моложе тридцати, вся инста которого усыпана фотографиями денег и тачек – тем более не верь. 

Ну вы же помните классику: Никому нельзя доверять. Мне – можно. 

0.2 Не бойся.

Говорят, что открыть бизнес – страшно. Говорят, что это сложно. Много чего говорят люди, чтобы оправдать, почему они выбрали семью. Давай честно – страшного ничего нет. Сложного на этапе микро-бизнеса – тоже. 

Есть риски предпринимателя, но это классика – хочешь много зарабатывать, привыкай рисковать. Главное, не путать риск и азарт. Ваши действия должны основываться на математике, а не жадности, то есть на пункте 3, а не 1 из нашего обзора действий для начинающих. 

Под «не бойся» я так же понимаю накопление капитала для полугода издержек бизнеса, включая маркетинг. Из-за отсутствия денег было потеряно невероятно много денег и было невероятно большое количество разочарованных людей. Запомните: на 2020 бизнеса без стартового капитала не бывает. Вообще. Никогда. Нигде. 

Фрилан стажером – бывает, но это другое. Это примерно как устроиться продавцом в «Красно и Белое» — туда берут совершенно всех. И, кстати, первые полгода ваш доход в КБ будет куда выше, чем в новом проекте.

0.3 Не проси. 

Есть суровая пословица о том, что бакланы сбиваются в стаю. И худшее, что ты можешь сделать – это присоединиться к стае бакланов, у которых ничего нет, но при этом они гогочут и изображают бурную деятельность. Тебе вынесут мозг сотней противоположных идей, убеждений и прочее. Помни, что когда ты начинаешь, твой разум нестабилен (нормальное состояние новичка ), но если рядом находится более нестабильный разум, ты входишь с ним в резонанс и начинаешь творить дичь, за которую вообще никак не отвечаешь на этапе принятия решений. 

Не проси людей помочь тебе «по дружбе» — плати за консультацию профессионалу. По дружбе люди дают советы, за которые не несут ответственности, а денег профукаешь ты. И будем честными – просителей бесплатной помощи столь много, и среди них столько интеллектуально забавных лиц, что тебе откажут просто по инерции. 

0.4. Вспоминай школу. 

На этапе подготовки твоя основная задача – считать. Да-да, все эти «сложить, умножить, поделить и сложные проценты». Те, кто не считают деньги до старта бизнеса, считают проценты по долгам после. Правило очень злое и почти без исключений. 

То, что тебе нужно до старта, именно нужно, полностью покрывается навыками средней школы. А именно: 

— Финансовая модель бизнеса (основа основ). 

— Движение Денежных Средств (ДДС).

— Расчет точки безубыточности. 

— Базовый медиа-план (хотя бы основанный на вордстате). 

В принципе, пункты 2-4 включаются в хорошую финансовую модель. Не путайте это с бизнес-планом, он нужен для сбора инвестиций. 

Все действия мы начинаем после того, как увидим математическую целесообразность, а не после авось, небось и как-нибудь. 

  1. Этап создания. 

На этом этапе мы будем говорить так же тезисно и так же по делу.

1.1 Запомните – у вас с вероятностью миллион к одному НЕ стартап. 

Существует много определений стартапов, но мне лично близка мысль о том, что стартап – это путь инновационной идеи к масштабированию. Инновационной – то значит, что-то новое придумать. То, чего до этого не было на рынке, или предложить значительное улучшение. Типичный пример – Убер. 

Продуктовый ларек в спальном районе – не стартап. «социальная сеть для…» — не стартап. Первое – ритейл, второе – диджитал. Оба примеры с вероятностью 99.9 процентов не доживет до второго дня рождения. Причины описаны в пункте ноль. 

1.2 Вы – маркетолог. 

На этапе создания и развития бизнеса ваш САМЫЙ главный навык – маркетолог. Кроме вас самих никто вам маркетинг не сделает (я имею в виду так же хорошо и так же дешего). Если вы не изучаете своих клиентов, если вы не общаетесь с ними в социальных сетях, если вы думаете, что кто-то лучше вас сделает ваш продукт – вы, простите, конченный идиот. 

Думать, что кто-то за оклад в 20-30 тысяч в месяц будет жить вашим продуктом – это симптом тяжелейшего психического расстройства. 

А, да, должны быть ссылки на авторитеты. Старина Джобс вникал в каждую деталь своего продукта и делал презентации до самой смерти. Он понимал, что презентация и сотни статей в СМИ – это маркетинг, ибо ведет к продажам. Первый, кто скажет, что это пиар, пусть пятьсот раз прочитает последнее слово в двух абзацах выше.

Кстати, я скоро вебинар проведу по типовым ошибкам в маркетинге – записывайтесь. Он без оплаты. 

Помните — маркетинг делает клиентов. Клиенты делают продажи. Продажи генерируют прибыль. Нет системного маркетинга — нет системной прибыли. Корона показала всем, как это классно — жить по стратегии «нас находят по рекомендации, мы по скарафанному радио сильны». 

1.3 Вы – главный стратег. 

Вам никто не скажет, куда копать и куда идти. Ибо консалтинг для вас офигенно дорого, а слушать советов без оплаты… ну, такое. Вы сами принимаете все решения, и несёте за них полную ответственность, в том числе финансовую. 

1.5 А еще… 

Вы копирайтер, фотограф, дизайнер, создатель прототипов, директолог, таргетолог, СММ, продавец на телефоне и зачастую – курьер. 

И пока вы не поймёте, как каждое из вышеперечисленного делать хорошо, вы не сформулируете требования к сотрудникам и не поймете, что и как им делать. 

1.6 И при этом вы – не бизнесмен. 

Сейчас будет мой любимый заход про амбиции. Если вы занимаетесь этим всем, чтобы порлучать тысяч сто в месяц, лучше не надо. Идите работать кальянщиком или там официантом. Да, сейчас их доходы просели, но сотка для них – как раз амбициозно. 

Для бизнесмена сотка – это не амбиции. Это тесты нового креатива в рекламе. Понимате разницу? 

Да, иногда на последнее. Но если не хотите просрать все деньги и не получить клиентов – давайте ко мне на вебинар 🙂 

И мой вопрос вам – вторую часть писать? Или уже этой хватит?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *