В свете последних событий: про обучение

А сейчас вернемся к одной важной теме – к обучению. Я считаю, что человека можно научить делать вообще все. Можно научить стратегиям достижения целей, успешности, самореализации и вообще всему. Вообще всему.

 

Вопроса два, второй важнее первого. Первый – сколько на это уйдет времени и других невосполнимых ресурсов, второй – хочет ли этого сам студент, то есть обучаемый.

 

Начнем с первого примера. Он очень показательный с точки зрения истории и понятия гениальности.

 

Если спросить тебя, сколько гениальных композиторов ты знаешь, то с большей или меньшей вероятностью среди имен, которые ты вспомнишь, обязательно будет Вольфганг Амадей Моцарт. И дело тут скорее всего не в гениальном фильме Милоша Формана, а просто потому, что Моцарт действительно был хорош.

 

И тут нас ждет первая ошибка логики. Люди часто вешают ярлык гениальности на человека, просто потому, что… А что? Ну как минимум, чтобы сказать «ну он гений, а я – нет». Следовательно, чего напрягаться, чтобы достичь его уровня? Все же понятно – он чертов гений, а я – так себе специалист.

 

Гениален ли Моцарт? Нет. Писал ли он гениальные произведения? Да. У тебя взрывается мозг? Сейчас поясню.

 

Его отец, Леопольд Моцарт, был одним из ведущих музыкальных педагогов. Он воспитывал Вольфганга с пеленок, и это не преувеличение. Да, в шестнадцать лет он поставил свою первую оперу. Через тринадцать лет после начала обучения музыке. За тринадцать лет, при практике часов по восемь в день, можно ли воспитать выдающегося специалиста? Разумеется. Особенно если тебя обучает родной отец, который для тебя является непререкаемым авторитетом. Особенно если он имеет такой опыт в обучении музыке.

 

Внимательно почитай биографии выдающихся спортсменов, тебя могут ждать уникальные открытия. Чтобы не быть голословным:

 

— Отец Тайгера Вудса, самого высокооплачиваемого спортсмена в мире, бросил работу, чтобы воспитывать гольфиста с молодых лет – он сам был фанатом гольфа.

 

— Майк Тайсон с 13 лет посвещал тренировкам по боксу все свое время по руководством сначала Бобби Стюарта, потом легендарного Д`Амато. И в 18 лет начинает жечь напалмом. Да, пять лет по много часов в день.

 

— Шварценеггер пришел в бодибилдинг в 14 лет. В 19 лет он уже выступал на соревнованиях. Сколько там лет? Пять? Я думаю, что пять лет по пять часов в день в качалке в этом возрасте многих сделают крайне фигуристыми.

 

Это, разумеется, не все. Дополни сам, путем вольного поиска, эти факты биографиями Юрия Власова, Марии Плисецкой, Федора Шаляпина, Паваротти (которого сначала не брали в вокальную школу), Брюса Ли, Савао Като, Елены Давыдовой и прочих, которых – сотни.

 

Можно сказать, что у этих людей генетика и предрасположенность. Хорошая отмазка, да.

 

Теперь немного математики. Пять лет по 360 дней в году по пять часов… девять тысяч часов.

 

Неверное, ты слышал, что мастерство начинается после десяти тысяч часов практики. Я тебя огорчу – десять тысяч часов – это только начало. Я начал понимать основы продаж и общения с людьми не восьмой год в продажах. Да, я работал на митинском рынке два дня в неделю, по выходным, часов по восемь в день. Каждые выходные.

 

А потом продолжал и продолжаю работать в этой области спустя многие годы. Мой опыт в продажах уже больше двадцати лет, если считать в годах. И я считаю, что мне есть куда расти. В соблазнении я начал копать в 1996 году. Сегодня на дворе, в момент написания этого текста, 2010 год. То есть – 14 лет.

 

Это первая часть – время. Я не говорю, что времени нужно так много – приемлемых для большинства целей результатов можно достигать за пару лет практики. Что, уже страшно? Так это одна часть.

 

Вторая, более важная – желание. Без внутреннего огня бойца, желания все свое время проводить в развитии навыков, время никакой роли не играет. Я знаю много людей, которые ходят в качалку лет по пять, с результатами, сопоставимыми с никакими. Да, они классно развили в себе навыки гипнотизировать взглядом женские задницы на тренажерах, ходить кругами и чесать языком, и все. Но мне кажется, что цель у занятий в тренажерном зале немного иная.

 

Таки вот, в чем прикол. Никакой тренер не может заставить студента работать над собой, если у бойца есть глубинное сопротивление тому, что с ним происходит. Факторов реально много, и что самое удивительно – это страх того, что у него получится. Этот феномен я вообще пытаюсь осмыслить очень много лет, и до сих пор не знаю, что с ним делать.

 

Подавляющее большинство бойцов свой потенциал реализует процентов на 10. Потом останавливается, типа, хватит, и так все окей. И через небольшое время оказывается снова на том же уровне, откуда начинает. И то, чему я учу тренеров, обычно странно звучит. Я учу отпускать их – они все равно уйдут. Просто, если ты будешь их дожимать, они уйдут озлобленными. А так есть шанс, что они могут продолжить.

 

Спроси у любого тренера – сколько человек к нему приходят начинать учиться, и сколько достигают результатов выше среднего. Обычно статистика одинаковая во всех сферах тренинговой практики, и вопрос тут не только в тренере. Ведь если получилось – молодец ты, а если нет – виноват тренер, это наша такая вот карма.

 

О том, что без грамотного наставничества у тебя уйдут дополнительные годы на обучение, многие стараются не думать, ибо страшно. А с наставником придется работать на пределе, а эо еще более страшно.

 

Вот такая вот петрушка, ребята.

20 thoughts on “В свете последних событий: про обучение

  1. Александр

    Не плохо придумал выкладывать главы из книги — можно задать вопросы, которые скопились при чтении.
    А вот реальный кейс. Есть девушка 23 года с филолог образованием, работает сейчас в продажах, которые ей не нравятся, и живет в регионе, который ей тоже не але. Помощи от родителей нет, денег отложенных тоже.
    Так вот чему ей стоит обучиться, чтобы как-то найти себя и прилично зарабатывать?

    Reply
  2. Антон

    «и что самое удивительно – это страх того, что у него получится.»

    Сейчас осознал что именно по этой причине у меня многое в жизни кувырком, даже если всё сделано на отлично, то я делал так что бы это было с косяком, с каким то недочётом, что бы заметили и указали на ошибку. Значит это не лень мной правит а этот комплекс, страх того что получиться.

    Reply
  3. Рощин

    Возможно, «Страх того, что получится» — это страх «потерять мечту». Болото регулярно пыталось всунуть в нас мысль о том, что воплотив мечту, мечту убиваешь. Что мечта должна быть всегда итд….. На уровне мыслевируса. И люди в двух шагах (а кто-то в 98% шагах)) понимают, что сейчас завершат начатое — и всё схлопнется. И отказываются от деятельности на этом этапе.

    К подсознательному страху удачи подмешивается и сознательный страх неудачи: «Куда лучше в течение 20 лет мастурбировать на «девятку», чем потратить те же лет 5 на то, чтобы научиться добиваться девяток.» (Ведь все эти 5 лет сопряжены с постоянным унижением эго, когда «девятки» тебя отшивают). По итогам дня в текущем моменте дрочила имеет мысли:
    — в первом случае: «у меня был сексуальный опыт с девяткой!!»
    — во втором: «у меня был неудачный опыт общения с девяткой…»

    Само собой, прирожденные дрочилы стараются выигрывать в моменте.

    Reply
  4. Сергей

    Написал бы ты книжку по теме «Зажигание внутреннего огня» или там, его разжигание до неимоверных размеров.
    А то танк есть, дорога есть, а не прет… И, кстати, в другой танк на другую дорогу еще меньше тянет.

    Reply
      1. Сергей

        Ну правда — желание — оно просто есть? Откуда ты берешь?

        Reply
  5. Женя

    Здравствуй Фил! Я абсолютно с тобой согласен что можно научится всему и достичь высоких результатов,но какое направление выбрать для изучения из тысячи? Спорт или медицину а может быть науку или продажи или все таки поэзию?

    Reply
  6. Денис

    Филипп, так как развить именно силу хотения, чтобы перло заниматься одним делом и при этом до предела использовать свои возможности?

    Reply
  7. 13

    Был у нас боец на голосовом. Базу вместе проходили. Весь такой зажатый с тоненьким голоском, при вполне внятном телосложении.
    Стали мы в конце тренинга упражняться по голосу с выходом перед группой. У парня Вдруг открылся очень внятный голос, чему он был несказанно … испуган! Покраснел, застеснялся, виновато улыбался.
    Через год встретил его, у него все такой же тоненький голос. Ему так удобно. Что ж — жаль.

    Продвинутых бойцов больше. Или мне повезло с друзьями)

    Reply
  8. Тимур Понтанутый

    А без наставника любых высот реально добиться? Вот так одному? Например, в пикапе. А то у нас здесь в Астрахани тусовок, то адекватных нет. Так, пионеры бегают по центру города только настроение девушкам портят. Был бы такой наставник как Филипп Богачев))….. все я уже закатал губу

    Reply
      1. Кирилл

        Да? ну ты же в пикапе многого добился и без наставников…
        Почему у других не получится? Ты что особенный?

        Reply
        1. Филипп Богачев Post author

          я активно учился у других. Может быть без наставников, но для того времени команда была адовая 🙂

          Reply
  9. Zhecka

    После того как соблазнил и получил от девушки все что хотел, можно спросить прямо интересующие тебя моменты и получить обратную связь прямо из первоисточника!

    Reply
  10. Ильдар

    Фил, но ведь время, которые ты потратил на обучение наверное не самое главное в достижении успеха. К примеру взять тех же хоккеистов. Есть же Александр Харламов, Егор Михайлов, Виктор Тихонов — младший. Никто из них не достиг выдающихся результатов, хотя у двоих отцы легендарные хоккеисты, третий — внук легендарного тренера, который наверняка заставлял его пахать с детства. И вообще если посмотреть на спортсменов, ведь их миллионы, которые каждый день умирают на тренировках, а Овечкины и Федоровы появляются раз в десять лет. Значит есть- таки какая-то предрасположенность.

    Reply
    1. АнтиДАО

      Ильдар, ты не достоин быть великим. Существуй и не дёргайся. Это твоя жалкая участь)

      Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *