Немного ясности в рынке образования

By | Март 31, 2021

Немного ясности в рынке образования.

Сегодня я хочу важную тему поднять, которая касается рынка образовательных услуг. Напомню, что годика два назад на своём ютуб-канале я уже аргументированно рассказывал, что бизнес-тренер — это не специализация, а рюшки. Кратко смысл: если взять врачей, то есть общее образование (доктор медицины), а есть специализация — флеболог или там ухо-горло-нос.

А специализации бизнес-тренера нет, ибо никаких особенных навыков для ведения тренинга в рамках компании нет. Возражений на эту концепцию за всё время так и не поступило, поэтому сегодня мы будем разбираться — кто же такие коучи.

Понятное дело, что каждый, кто коучем себя назвал, сразу мнит себя Венди Роудз — вершительницей судьб и путеводной звездой очередного запутавшегося миллиардера. Но так ли это?

Поехали с лингвистики. Coach — это не только марка бюджетной одежды и аксессуаров, но еще и переводится как «карета». Или дилиджанс. А еще вагон. Но нас интересует современное значение, и оно переводится с английского как «тренер». В качестве иллюстрация — фраза из великого фильма Any Given Sunday, которую говорит квотербек главному тренеру команды.

Соответственно, коучинг — это что? Правильно, процесс личного обучения, то есть тренировка, наставничество (в случае персональной работы).

Как это стало психологией? Ну, если натянуть змею на биллиардный кий, то это в принципе личное наставничество. Но в котором наставничества как такового — нет. То есть в коучинге нет coaching’a.

Запутались? Ничего сложного, сейчас расскажу в чем тут самая соль. В классическом коучинге есть правило — не давать ответов на вопросы, ответы должен найти сам клиент на сессии. Мой любимый вопрос, от которого у меня знатно пригорает «а если бы ты знал ответ, то каким бы он был?». Другими словами, коучинг — это очень женская терапия, то есть он про «поговорить», а не про результаты.

Почти как психоанализ, но там хоть на кушетке можно лежать, то есть больше пользы в виде отдыха. Кстати, весь коучинг можно заменить одной техникой эриксоновского гипноза — поиском ответа на вопрос. Хотя нет, двумя — еще прогрессию можно добавить для просмотра вариантов выбора.

То есть коучинг не даёт ответов на вопросы. А что он даёт? Ну, коучей учат соблюдать баланс поддержки и фрустрации. То есть пополам похвалы за то, что вы думаете, и сомнений — а туда ли вы думаете. Ну и самое главное — нельзя давать советы, и ответственность всегда на клиенте. По крайней мере, так учат на коучей в ICU.

Другими словами, современный коучинг очень подходит для психологов — дам. Решения принимать не надо, ответственность на терапевта не возлагается, не получилось — ох ты батюшки, оказия какая.

А что делать, если вам надо получить ответ на вопрос, решить задачу или там просто снять ограничения для движения к цели? Первые два вопроса решает консалтинг (консультация опытного специалиста), третье — это психотерапия или любая другая терапия. Гештальт, гипноз, расстановки, много их. Коучинг, кстати, не терапия ни разу.

Так что если вы мужчина (ну который мужчина-мужчина), коучинг вам не подойдёт. Если у вас системное мышление — он вам противопоказан. Если вам нужны ответы на вопросы — потратите зря время и деньги. Ну а если вам надо обняться и поплакать — отличное место, и недорого. Ведь коачей много, их работа стоит копейки, и вообще.

Стало понятней?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *