Бизнес – это математика, статистика и немного алгебры.

Меня часто спрашивают: почему перед началом бизнеса я рекомендую хорошо подумать, все посчитать, сесть прямо с ручкой и бумажкой и считать .  Отвечаю: да потому что зарабатывание денег – это математика.

Если мы занимаемся производством – мы считаем себестоимость продукции, стоимость продажи, умножаем на оборот, вычитаем налоги – и вот она, прибыль.

 

Если мы занимаемся посредничеством – мы купили в одном месте по входной цене, продали в другом по выходной, разница называется «маржа», и после налогообложения она становится прибылью.

 

Вы не поверите, но в случае оказания услуг формула ничем особенно не отличается – разве что себестоимость сложнее считать.

 

Другими словами, нам надо крайне точно знать, сколько стоит привлечение человека (сколько тратится денег на рекламу, чтобы один человек совершил покупку), сколько составляет средний чек у среднего клиента, сколько клиент приносит прибыли разово, а в случае толкового расчёта – сколько клиент вам принесет денег за все время своего взаимодействия с вами.

 

Давайте подробно на примерах.

 

Допустим, вы посмотрели по сторонам, приложили палец к носу, и световым методом решили открыть таксомоторную компанию, то есть такси. Работать решили по самому простому способу – диспетчер и фрилансеры (таксисты на своих машинах).

 

Чтобы выйти на рынок, вы решили поставить стоимость минимального заказа триста рублей, из которых таксист отдает диспетчеру, то есть вам, пятьдесят. Клиентов решили искать в яндексе, в контекстной рекламе. Заказали «хороший» сайт за пятьдесят тысяч, купили «красивый» номер телефона и начали долбить рекламу.

 

Одна проблема – стоимость перехода по запросу «Такси Москва» составляет двести сорок рублей. Вы считаете – пофигу, прорвемся, народ проедет разок, и закажет повторно. Вы кидаете тонну денег в рекламу, народ пошел.  Когда заказов стало много, вы решаете рекламу снять, и тут поток «встал» — клиентов нет.

 

В чем дело? Ну как минимум в том, что такси ищут приезжие, или люди на разовый заказ – москвичи и так телефоны знают наизусть. То есть убрав рекламу, вы убираете клиентов.

 

Второй прикол в том, что конверсия сайта составляла заоблачные десять процентов, но это так же и означает, что стоимость привлечения клиента составляет две тысячи четыреста рублей. То есть вы тратите две тысячи четыреста, чтобы заработать в среднем пятьдесят-семьдесят.

 

Я это называю «дерьмовый бизнес», или «благотворительная компания».

 

Причем, стоимость рекламы в яндексе не снизится – идиотов на рынке навалом, разоряются одни – приходят другие.  Самое забавное, что если бы вы просчитали стоимость привлечения до начала бизнеса с реальными цифрами (конверсия один процент – тут вообще получается стоимость привлечения в десять раз выше чем раньше) – о ну нафиг яндекс с такими запросами. Либо считаем другую бизнес-модель, либо другие способы привлечения клиентов тщательно мониторим.

 

Если вы не знаете стоимости привлечения клиентов с точностью до рубля, как вы вообще планируете зарабатывать денег и на чем?

14 thoughts on “Бизнес – это математика, статистика и немного алгебры.

  1. Андрей

    Как с точностью до рубля посчитать стоимость привлечения клиентов парикмахерской или ресторана?

    Reply
    1. Алексей

      В ресторанном бизнесе процентов 80 — это место его расположения. Если вы расположили общепит в плохом месте, никакая реклама вас не спасет. В каждом бизнесе есть свои особенности и нюансы. Первое — это нужно точно определиться со своей целевой аудиторией клиентов, и уже от нее плясать с рекламными источниками и возможностями своего рекламного бюджета. Сам работаю в рекламном бизнесе и вживую вижу десятки начинающих предпринимателей, которые просто вслепую вбухивают сотни тысяч в заведомо провальные рекламные компании. В лучшем случае это будет цена их опыта, в худшем — просто разорятся. Реклама не бывает хорошей или плохой, это всего лишь иструмент, либо ты сам учишься на своих ошибках, либо пользуешься чужим опытом, либо нанимаешь чужой опыт)) Главное здесь то, что менеджеры рекламных носителей никогда вам реальную правду не скажут — они на этом деньги имеют, но при этом рекламный бизнес идет как раз в основном попути того, чей менеджер покажется убедительнее клиенту и заставит того потратить как можно больше денюжек.

      Reply
      1. Филипп БогачевФилипп Богачев Post author

        кузизана в Питере вообще в дворах была — долгие годы было любимейшим кабачком Питера. НЕ в месте счастье ,)

        Reply
        1. Алексей

          К сожалению, не был в Кузизане….но думаю в первые месяцы у них все тоже было не в больших плюсах. При большом желании и финансовых возможностях в принципе раскрутить можно много чего. Другой вопрос, зачем так себя задрачивать, если есть основные принципы и особенности при открытии того или иного бизнеса. А простор для творчества при этом всегда просто огромный, хватит всем

          Reply
    2. Andrew

      Затраты на конкретный метод привлечения поделить на число привлечённых этим методом клиентов, хотя не всегда эти цифры одинаково доступны, так что «с точностью до рубля» — это конечно легче сказать в теории, чем объективно посчитать в реальности.

      Сначала легче отталкиваться от того, сколько клиент приносит и сколько вы готовы на него тратить исходя из этого и из вашего бюджета.

      Reply
  2. Alex

    Андрей, а зачем тебе с точностью до рубля? Достаточно понимать трафик за какой-то достаточно большой промежуток времени и средний чек. Если после доходы минус расходы что-то остается, то стоит продолжать. А если ничего даже при предварительных прикидках не сходится, то можно и не утруждать себя.

    Reply
  3. Илья

    Либо у меня дежавю, либо это уже было. Новый старт бизнеса с нуля на подходе?)

    Reply
  4. Антон

    Все именно так, но многие в облаках летают, когда залазят в рынок с сырой не просчитанной моделью. Рассчитывая, что именно у них в отличие от «тупых» конкурентов — все будет лучше и конверсия и маржа и клиенты пожирнее =))

    Reply
  5. Александр

    Подскажите где можно найти информацию, где и как лучше делать рекламу. Если кто сталкивался в области юриспруденции?

    Reply
  6. Александр

    Фил, ты любишь постебаться)

    Reply
    1. Айнур

      Мозги надо включать, зависит от целевой аудитории.
      Это в начале активно рекламишься, потом сарафанное радио и, если работаешь хорошо, один клиент обычно несет деньги несколько лет.

      Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *